Умерший учредитель хозяйственного общества или НКО иногда не оставляет наследников ни по завещанию, ни по закону. Может сложиться и такая ситуация, когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ). Наследники также могут не принять наследство либо отказаться от него и при этом не указать, что отказываются в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ). Во всех названных случаях имущество умершего учредителя считается выморочным. Что делать, если и государство не предъявляет своих прав на долю умершего?
Наследованию выморочного имущества посвящена ст. 1151 ГК РФ. Согласно абз. 7 п. 2 данной статьи доля в хозяйственном обществе или НКО как иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ определяется специальным законом. Но такой закон до сих пор не принят.
Как государство принимает выморочное имущество
Согласно Методическим рекомендациям по теме «О наследовании долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью» (утв. на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат ЮФО, С-К ФО, ЦФО РФ 28—29.05.2010) переход выморочного имущества в порядке наследования в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ в собственность РФ имеет ряд особенностей:
-
для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется (п. 1 ст. 1152 ГК РФ);
-
у государства отсутствует возможность отказаться от принятия наследства;
-
срок для получения свидетельства о праве на наследство не ограничен.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее — постановление № 432; ред. от 25.12.2015) агентство в лице своих территориальных органов по месту открытия наследства принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования к Российской Федерации (п. 5.35 постановления № 432).
ФНС России в письме от 04.12.2008 № ШС‑6-3/892 «О выморочном имуществе» разъяснила, что функции по принятию выморочного имущества постановлением № 432 возложены на Росимущество. В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента РФ от 31.12.91 № 340 закреплена за налоговыми органами, то есть функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество. Обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством РФ на налоговые органы не возложена. Выкупить долю, ставшую собственностью РФ, общество может только по предложению государства.
Кейс из судебной практики
Бывает, что хозяйственному обществу или НКО известно о том, что один из учредителей умер, но ни наследники, ни государство не предъявляют прав на долю умершего. Работа юридического лица в такой ситуации может осложниться в связи с невозможностью принятия организационных решений.
Законодательно подобная ситуация не урегулирована. Один из вариантов разрешения проблемы приведен в постановлении ФАС Уральского округа от 18.03.2008 № Ф09-1687/08-С4.
В данном деле участники ООО на внеочередном общем собрании приняли следующие решения:
-
считать умершего участника общества выбывшим, а его долю принять на баланс общества;
-
выплатить наследникам умершего участника в случае предъявления свидетельства о праве на наследство действительную стоимость доли, а также дивиденды, причитающиеся к выплате.
Общим собранием также были утверждены изменения в устав общества.
В целях государственной регистрации указанных изменений обществом в регистрирующий орган представлено соответствующее заявление. Но регистратор отказал в госрегистрации изменений в устав общества в связи с несоблюдением порядка перехода доли умершего наследника, а также ввиду того, что общество не вправе приобретать доли в своем уставном капитале. Этот отказ и стал предметом судебного спора, который общество выиграло.
Суд, в частности, указал, что представленные заявителем документы соответствуют требованиям закона и что признание на внеочередном собрании умершего участника выбывшим и принятие решения о переходе его доли обществу не нарушают права и законные интересы наследников такого участника, поскольку на указанном собрании принято решение о выплате им при предъявлении ими свидетельства о праве на наследство действительной стоимости его доли, а также дивидендов, причитающихся к выплате.
Руководствуясь п. 6 ст. 93 ГК РФ, суд также признал, что при отсутствии данных о предъявлении обществу или регистрирующему органу свидетельства о праве на наследство или о наследовании имущества умершего участника как выморочного общество вправе принять решение о передаче доли умершего участника на баланс общества и выплате действительной стоимости доли при предъявлении свидетельства о праве на наследство.
Судьи также указали, что выбранный способ защиты гражданских прав (самозащита) является единственно возможным в сложившейся ситуации (ст. 12, 14 ГК РФ).
Аналогичной позиции придерживается и Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 24.01.2011 по делу № А55-15248/2010.
К сведению
Принять на баланс ООО долю умершего участника при условии, что его наследникам будет выплачена действительная стоимость доли, можно только в ситуации, когда устав ООО допускает переход доли к наследникам лишь с согласия остальных участников общества. Отказ предполагает обязанность общества выплатить наследникам действительную стоимость доли или выдать им в натуре имущество на такую стоимость в порядке и на условиях, предусмотренных Законом об ООО.