Не позднее 31 марта 2016 г. организации представляют в налоговые органы и органы статистики бухгалтерскую отчетность за 2015 г. Напомним об основных правилах ее составления, а также о новшествах, которые нужно учесть при подготовке годового бухгалтерского отчета.
Общие положения
Статья 3 Федерального закона от 06.11.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) определяет бухгалтерскую (финансовую) отчетность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с установленными требованиями.
Основные требования к бухгалтерской отчетности установлены нормами ст. 13 Закона о бухгалтерском учете: бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
С момента принятия Закона о бухгалтерском учете федеральные стандарты, регулирующие отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, не применялись.
Таким образом, в 2016 г. при составлении отчетности за 2015 г. следует руководствоваться:
— нормами прямого действия Закона о бухгалтерском учете;
— рекомендациями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, и других российских стандартов бухгалтерского учета (ПБУ) с учетом изменений и дополнений, внесенных в 2015 г.;
— письмами и информацией Минфина России, которые не носят нормативного характера, но позволяют сформировать определенное отношение к нормам законодательных и нормативных актов в области бухгалтерского учета и отчетности (при условии, что такие документы финансового ведомства не вступают в противоречие с требованиями законодательных и нормативных актов).
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций, кроме организаций сектора государственного управления (государственных и муниципальных учреждений различных типов и публично-правовых образований) и ЦБ РФ установлен п. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете. В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее — приказ № 66н) утверждены формы бухгалтерской отчетности организаций — бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах — отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании средств.
Форма пояснительной записки унифицированной не является. Пунктом 4 приказа № 66н лишь оговорено, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно. Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приведен в приложении № 3 к приказу № 66н.
Приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н (далее — приказ № 57н) внесены изменения и дополнения в приказ № 66н, а также в 12 ПБУ. При этом уточнены названия форм бухгалтерской отчетности — термин «отчет о прибылях и убытках» заменен термином «отчет о финансовых результатах» в ПБУ 2/2008, 7/98, 8/2010, 9/99, 10/99, 16/02, 18/02 и 19/02. Кроме того, изменено название форм отчетов для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета (в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) организуется руководителем экономического субъекта. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Какие-либо требования в отношении подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта Законом о бухгалтерском учете не установлены. В связи с этим в приложениях к приказу № 66н из форм бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании средств, а также из упрощенных форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах исключена подпись главного бухгалтера.
В Информационном сообщении Минфина России от 19.05.2015 разъяснено, что полномочия по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются, как правило, учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. В частности, наряду с руководителем экономического субъекта бухгалтерская (финансовая) отчетность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Адреса представления бухгалтерской отчетности
Отчетность в Росстат
Статья 18 Закона о бухгалтерском учете содержит требование о представлении одного обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
Данное требование не распространяется на организации государственного сектора и Центральный банк РФ, для которых порядок составления и адреса представления бухгалтерской отчетности регулируются, соответственно, приказами Минфина России и распорядительными документами ЦБ РФ.
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — Порядок) утвержден приказом Росстата от 31.03.2014 № 220.
Пунктом 5 Порядка установлено, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское заключение могут быть представлены:
— непосредственно в органы государственной статистики;
— в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
— в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, Росстат не обязывает экономические субъекты представлять обязательный экземпляр отчетности исключительно в электронной форме. Однако специально оговорено, что отчетность, представляемая в органы статистики, должна сопровождаться контактной информацией (номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии)), позволяющей органам государственной статистики при необходимости оперативно связаться с представителями экономического субъекта.
Так как за несвоевременное представление обязательного экземпляра отчетности предусмотрена административная ответственность (ст. 19.7 КоАП РФ), существенное значение имеют сроки представления.
В соответствии с п. 7 Порядка обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
При этом днем представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (представления пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) и аудиторского заключения в органы государственной статистики считается:
— для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, представленных в органы государственной статистики непосредственно, — дата, указанная в отметке органа государственной статистики об их принятии;
— для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
— для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, — дата отправки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения экономическим субъектом, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении.
Отчетность в налоговые органы
Помимо органов статистики бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Обратите внимание!
Письмом Минфина России от 11.06.2015 № 03-02-08/34055 разъяснено, что Законом о бухгалтерском учете и НК РФ не установлена обязанность экономического субъекта по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности исключительно с использованием программного продукта «1С: Бухгалтерия». НК РФ также не установлена обязанность налогоплательщика представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы исключительно в электронной форме. Вместе с тем в электронной форме бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена налогоплательщиком в налоговые органы по утвержденным ФНС России форматам.
Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 31.12.2015 № АС-7-6/711@ (п. 2 приказа установлено, что он вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме за период 2015 г.).
Особенности составления бухгалтерской отчетности за 2015 г. обуславливаются прежде всего общими проблемами, возникшими в экономике и финансовой сфере страны в связи с кризисными явлениями.
В этих условиях существенное значение имеет выполнение требования осмотрительности (ПБУ 1/2008). В соответствии с данным требованием учетная политика экономического субъекта, а следовательно, организация бухгалтерского учета и формирования отчетных данных, должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Особенности отражения показателей по отдельным видам активов и обязательств
Как уже отмечалось, в 2015 г. изменения в документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета были минимальны, а новые стандарты бухгалтерского учета не принимались. Тем не менее в практической деятельности экономических субъектов возникают ситуации, порядок отражения которых в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности однозначно не определен. При выявлении подобных случаев (на основании поступающих запросов и практики работы аудиторских организаций) Минфином России необходимые разъяснения разрабатываются и доводятся до сведения заинтересованных пользователей посредством опубликования писем и информаций. При составлении бухгалтерской отчетности за 2015 г., в частности, необходимо учесть разъяснения, приведенные:
— в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027); далее — Рекомендации-2015;
— Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355); далее — Рекомендации-2016.
Расскажем о том, какие нюансы нужно учесть при формировании данных по отдельным строкам отдельных отчетных форм в соответствии с упомянутыми рекомендациями.
Бухгалтерский баланс
В условиях экономического и финансового кризиса в деятельности экономических субъектов широко применяются различные формы займов и кредитов. В общем случае выданные займы и кредиты отражаются в составе финансовых вложений. При этом существенное значение имеет их ликвидность. Рекомендациями-2015 разъяснено, что, исходя из п. 5 ПБУ 23/2011, высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости, являются денежными эквивалентами. В бухгалтерском балансе денежные эквиваленты отражаются в группе статей «Денежные средства и денежные эквиваленты». Поэтому в случае когда предусмотренные условиями договора займа сроки и порядок возврата заемщиком полученной суммы займа (например, возврат по первому требованию заимодавца) позволяют отнести данный заем к денежным эквивалентам, информация о таком предоставленном займе отражается в бухгалтерском балансе как показатель, детализирующий данные группы статей «Денежные средства и денежные эквиваленты».
Вместе с тем Рекомендациями-2015 указано на то, что в случае если единовременно выполняются все условия, установленные п. 2 ПБУ 19/02 (наличие надлежаще оформленных документов, переход к организации соответствующих финансовых рисков и способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости), такие активы должны приниматься к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений. Поэтому денежные средства, перечисленные в счет вклада в уставный капитал другой организации, до государственной регистрации соответствующих изменений учредительных документов отражаются в бухгалтерском балансе как финансовые вложения.
Упоминавшимся приказом № 57н в п. 25 ПБУ 19/02 внесено изменение, вследствие чего уточнено, что выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете организации, если на соответствующую дату прекращает действовать хотя бы одно условие принятия к бухгалтерскому учету финансовых вложений. Уточнение является весьма существенным, так как раньше выбытие финансовых вложений отражалось в учете только при единовременном прекращении действия всех условий, установленных п. 2 ПБУ 19/02.
В 2014—2015 гг. была высока вероятность обесценения ранее осуществленных финансовых вложений. В подобной ситуации нормы ПБУ 19/02 обязывают экономические субъекты осуществлять проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений. В случае если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений.
Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета установлено, что в случае признания дебиторской задолженности сомнительной создается резерв сомнительных долгов с отнесением суммы резервов на финансовые результаты организации.
Рекомендациями-2016 разъяснено, что если объект финансовых вложений представляет собой дебиторскую задолженность по предоставленному займу, то формой резервирования обесценения финансовых вложений в отношении такого актива является резерв сомнительных долгов. Данное обстоятельство необходимо учитывать при формировании данных для бухгалтерского баланса и пояснений к нему.
В том случае, когда стоимость финансовых вложений выражена в иностранной валюте, необходимо учитывать требования п. 7 и 8 ПБУ 3/2006, в соответствии с которыми стоимость ценных бумаг (за исключением акций) и банковских вкладов должна быть пересчитана в рубли на отчетную дату по курсу, действующему на эту дату.
Рекомендациями-2016 разъяснено, что при раскрытии организацией информации о наличии и движении указанных финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах изменение рублевого эквивалента выраженной в иностранной валюте первоначальной стоимости указанных финансовых вложений отражается в составе их первоначальной стоимости на конец периода (отчетную дату). Такие изменения не формируют накопленную корректировку стоимости указанных финансовых вложений.
Кроме того, при отражении в отчетности финансовых вложений необходимо учитывать норму п. 20 ПБУ 19/02, которая обязывает организации отражать в отчетности на конец отчетного года финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.
Рекомендациями-2016 разъяснено, что в случае если финансовые вложения осуществлены в облигации федерального займа с индексируемым номиналом, то изменение их рыночной стоимости показывается общей суммой без разделения ее в зависимости от причин, в связи с которыми произошло изменение рыночной стоимости.
В последние годы все более широкое распространение получает практика отзыва лицензий ЦБ РФ у кредитных организаций. При этом денежные средства экономических субъектов, являющихся клиентами таких кредитных организаций, теряют признаки ликвидности и фактически не могут быть использованы по назначению, как минимум, до окончания процедуры банкротства. Для обеспечения требования достоверности представления о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату данные о таких денежных средствах должны быть обособлены.
Рекомендациями-2015 разъяснено, что для отражения существенных сумм денежных средств на расчетном счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, должна быть введена отдельная статья (например, «Средства на счетах, операции по которым прекращены») в разделе «Оборотные активы» бухгалтерского баланса. При этом, по нашему мнению, дополнительная строка может вводиться для расшифровки одной из двух строк бухгалтерского баланса: если на отчетную дату лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации отозвана, но организация-клиент еще не подала заявление на закрытие расчетного счета в такой кредитной организации и возврат средств, дополнительная строка вводится к строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» (в соответствии с Рекомендациями в течение указанного периода денежные средства отражаются в бухгалтерском учете на счете 55 «Специальные счета в банках»), если на отчетную дату указанное заявление подано, дополнительная строка вводится к строке «Прочие оборотные активы» (в бухгалтерском учете соответствующие суммы переводятся на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Кроме того, данный факт должен быть раскрыт в пояснительной записке.
При формировании информации о суммах оценочных обязательств необходимо учитывать следующие разъяснения Рекомендаций-2016:
— в случае когда в организации установлена система премирования работников, предусматривающая выплату премии в следующих за отчетным периодах при достижении соответствующих показателей (условий) в отчетном году, организация на основе оценки вероятности достижения таких показателей (условий) в отчетном году признает оценочное обязательство;
— в составе оценочных обязательств могут также отражаться суммы выданных организацией независимых гарантий (другим организациям). Для этого должны быть соблюдены все три условия, установленные п. 2 ПБУ 8/2010. Величина такого оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. В иных случаях (например, если не выполнено хотя бы одно из установленных условий) гарант раскрывает в бухгалтерской отчетности условное обязательство (то есть в системном учете его не отражает, а в отчетности раскрывает данные о выданных гарантиях в пояснительной записке).
Рекомендациями-2015 разъяснен порядок раскрытия в отчетности информации о полученных инвестициях в связи с увеличением уставного капитала хозяйственного общества. Здесь также может возникнуть необходимость введения новой строки в форму бухгалтерского баланса. В том случае, когда на отчетную дату соответствующие изменения учредительных документов еще не зарегистрированы, стоимость полученных от акционеров или участников денежных средств и иного имущества в связи с увеличением размера уставного капитала общества показывается по отдельной статье в разделе «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса
Отчет о финансовых результатах
При отражении данных о размере выручки следует иметь в виду, что согласно ПБУ 9/99 выручка определяется с учетом всех скидок, предоставленных организацией согласно договору. Исходя из этого, если договором предусмотрено предоставление покупателю (заказчику) скидки при соблюдении им определенных договором условий, то продавец признает выручку по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки. При этом учитываются все скидки, независимо от формы предоставления их (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.).
При формировании данных о размере себестоимости следует учитывать норму ПБУ 10/99, в соответствии с которой расходы определяются с учетом всех скидок, предоставленных организации согласно договору.
Таким образом, если договором предусмотрено предоставление продавцом покупателю (заказчику) скидки, то покупатель (заказчик) признает расходы по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки (за исключением случая, когда покупатель (заказчик) не способен (или не намерен) соблюдать условия получения скидки). При этом учитываются все скидки, независимо от формы предоставления их (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.).
ПБУ 2/2008 допускает возможность признания выручки и расходов по договору строительного подряда способом «по мере готовности». Рекомендациями-2015 разъяснено, что в случае когда в договоре строительного подряда выделены этапы работ, выручка по такому договору признается как по завершенным, так и по не завершенным и не принятым заказчиком на отчетную дату этапам.
Если для финансирования отдельных видов расходов создаются фонды или резервы, то такие расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), так как ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения (фондов развития производства, фондов потребления и иных аналогичных фондов) и периода (времени) их формирования. Данное разъяснение также приведено в Рекомендациях-2015.
Рекомендациями-2016 дополнительно разъяснен порядок определения степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления. При этом указано на то, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлены способы определения степени завершенности на отчетную дату продукции, услуг, работ, отличных от работ по договору строительного подряда.
Между тем в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
В связи с этим при признании в бухгалтерском учете выручки от выполнения конкретных работ, оказания конкретных услуг, продажи продукции по мере готовности способ определения степени завершенности работ, услуг, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из ПБУ 2/2008 (в части способа определения степени завершенности работ по договору строительного подряда). То есть применение ПБУ 2/2008 допускается и экономическими субъектами, осуществляющими деятельность в других отраслях, при условии, что данный метод определения выручки закреплен в учетной политике, а порядок его применения в конкретной организации детализирован посредством разработки соответствующих учетных процедур.
В этом случае порядок определения выручки «по мере готовности» применяется и для целей составления бухгалтерской отчетности.
В связи с отменой командировочных удостоверений (в январе 2015 г.) возник вопрос о том, какую дату следует считать датой признания командировочных расходов. Рекомендациями-2015 разъяснено, что фактический срок пребывания работника в служебной командировке при необходимости определяется по проездным или иным соответствующим документам. Напомним, что в отчете о финансовых результатах командировочные расходы могут отражаться в составе себестоимости или управленческих либо коммерческих расходов, в зависимости от категории работника, направляемого в командировку.
Рекомендациями-2015 разъяснен порядок признания расходов по коммерческому кредиту. При приобретении актива на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде рассрочки платежа, задолженность отражается в сумме, не включающей увеличение оплаты за рассрочку (отсрочку) платежа. Указанное увеличение оплаты, являясь по экономическому содержанию процентами, причитающимися к оплате заимодавцу (кредитору), признается в бухгалтерском учете равномерно до конца периода рассрочки в порядке, предусмотренном ПБУ 15/2008 (в том числе в части включения соответствующих расходов в стоимость инвестиционного актива). Таким образом, расходы по коммерческому кредиту в отчете о финансовых результатах должны отражаться по строке «Проценты к уплате» (а не «Прочие расходы»).
При отражении в отчете о финансовых результатах данных о текущем налоге на прибыль, постоянных налоговых обязательствах, отложенных налоговых обязательствах и активах необходимо учитывать, что в том случае, когда НК РФ предусмотрено применение разных ставок налога на прибыль (например, в отношении отдельных видов доходов, в отношении прибыли, получаемой в разных регионах), текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов отражаются в отчете итоговыми суммами с раскрытием результатов применения разных ставок в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Если уплата налогов по специальным налоговым режимам производится организацией наряду с уплатой налога на прибыль, то в отчете о финансовых результатах показатели по каждому уплачиваемому налогу отражаются обособленно (налоги, уплачиваемые по специальным налоговым режимам, в целях составления бухгалтерской отчетности считаются «аналогичными обязательными платежами»).
В том случае, когда организация является участником саморегулируемых организаций, профессиональных объединений, союзов, ассоциаций, к полномочиям которых относится аккумулирование средств компенсационных фондов, отчисления (взносы), осуществляемые организацией в такие фонды, в бухгалтерском учете признаются расходами. Соответствующее разъяснение приведено в Рекомендациях-2016. При этом не уточнено, по какой строке отчета о финансовых результатах следует такие расходы отражать. Так как указанные отчисления не относятся непосредственно к процессам производства и реализации продукции, работ или услуг, наиболее правомерным представляется включение таких затрат в состав прочих расходов.
Отчет об изменениях капитала
При заполнении третьего раздела отчета об изменении капитала следует иметь в виду, что с 3 ноября 2014 г. применяется Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н. Данный порядок применяется акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, производственными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, хозяйственными партнерствами.
При расчете показателя чистых активов принимается стоимость всех активов организации, за исключением дебиторской задолженности учредителей (участников, акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал (уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций, и стоимость всех обязательств организации, за исключением доходов будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.
Напомним, что активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.
В соответствии с НК РФ уплаченные (подлежащие уплате) организацией суммы торгового сбора уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода. В бухгалтерском учете такие суммы относятся на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.
Рекомендациями-2016 разъяснено, что информация о суммах уплаченного (подлежащего уплате) торгового сбора, принятого (подлежащего принятию) в счет уменьшения исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода налога на прибыль, раскрывается в составе пояснений к показателю «Текущий налог на прибыль» отчета о финансовых результатах или (в случае существенности) — отдельным показателем, детализирующим показатель текущего налога на прибыль. То есть в отчете суммы торгового сбора отдельно отражаются, только если их размер удовлетворяет критерию существенности, закрепленному в учетной политике экономического субъекта.
Следует также иметь в виду, что в случае если согласно налоговому законодательству организация утратила право на уменьшение исчисленного за отчетный (налоговый) период налога на прибыль на сумму числящегося по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет по расчетам по налогу на прибыль) торгового сбора, указанная сумма торгового сбора относится на финансовые результаты отчетного периода. По нашему мнению, в данном случае в отчете такая сумма должна быть отражена отдельной строкой.
При формировании информации о стоимости запасов необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Рекомендациях-2016, в соответствии с которыми в случае, если в процессе производства продукции, выполнении работ или оказании услуг образуются отходы, их стоимость должна отражаться на субсчете 10-6 «Прочие материалы» счета 10 «Материалы». При этом стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи). Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. Данное разъяснение также необходимо учитывать при формировании показателя себестоимости продукции или работ в целях составления отчета о финансовых результатах.
Рекомендациями-2016 обращено внимание на то, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлены специальные правила отражения в бухгалтерском учете затрат на приобретение (создание), содержание отдельных видов активов, формирующих соответствующий страховой запас организации. В подобных случаях рекомендовано формировать страховой запас отдельных видов активов (например, оборудования, узлов и запасных частей, материалов), стоимость таких активов определяется организацией путем суммирования фактически произведенных затрат на покупку, изготовление в соответствии с ПБУ 5/01, 6/01, 10/99.
Таким образом, в отчетности суммы стоимости имущества, приобретенного в целях формирования страхового запаса, могут быть отражены либо в составе внеоборотных активов, либо в составе запасов — в зависимости от предназначения страхового запаса.
Отчет о движении денежных средств
Правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями в настоящее время регулируются отдельным стандартом — ПБУ 23/11, в соответствии с которым в отчете отражаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов. Денежные потоки организации классифицируются в зависимости от характера операций, с которыми они связаны, а также от того, каким образом информация о них используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации.
Рекомендациями-2016 разъяснено, что при формировании отчета о движении денежных средств суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды отражаются в указанном отчете в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по группе статей «В связи с оплатой труда работников».