За последние десять лет на российских дорогах погибло 350 000, а пострадало более 3 млн человек. По итогам 2015 г. в стране произошло 184 000 крупных аварий, в которых погибли более 23 000 и получили ранения 231 000 человек. Несмотря на то что общее количество ДТП по итогам десятилетия снизилось на 12% при росте автомобилизации на 50%, гибнуть на дорогах в целом стали больше. Эти данные озвучил президент России Владимир Путин на заседании Госсовета по вопросам безопасности на дорогах, прошедшем 14 марта в Ярославле.
В среднем на каждую тысячу населения в России в ДТП погибают 19 человек против 5—7 человек в западных странах. Некоторое улучшение статистики по дорожно-транспортным нарушениям в 2015 г. объясняется увеличением штрафов и ужесточением ряда статей КоАП РФ, в том числе введением уголовной ответственности за повторную езду в нетрезвом виде. Жертвы ДТП практически поровну делятся на три части: треть погибших на дорогах — сами водители, треть — их пассажиры, и треть — пешеходы. При этом около трети ДТП, по статистике, случается из-за плохого состояния дорог, в том числе отсутствия разметки или обледенения дорожного покрытия. Впрочем, стоит помнить, что при плохом состоянии дороги достаточно адекватно снизить скорость, чтобы избежать аварии.
Выступая на заседании, В. Путин призвал страховые компании бороться за безопасность движения, отметив, что большинство жертв ДТП — на совести водителей. В том числе те 1233 пешехода, которые погибли в 2015 г. на обозначенных пешеходных переходах — «зебрах». Он посоветовал «шире использовать механизм страхования» для борьбы с водителями-нарушителями и расширить использование европротокола, по возможности исключая из процесса оформления ДТП сотрудников дорожной полиции, а также призвал воспитывать «культуру водителей и пешеходов». Впрочем, культура за один день не воспитывается, поэтому участники заседания посоветовали, не надеясь на страховщиков, еще сильнее «наказывать рублем за скорость». Как показала статистика прошлого года, ужесточение наказания в России работает лучше любого просветительства.