Швед Бу Андерссон покинет пост президента АвтоВАЗа 4 апреля. Его место займет француз Николя Мор. Так закончилось жесткое противостояние Б. Андерссона с отечественными производителями комплектующих деталей.
В прошлом году гендиректор АвтоВАЗа Б. Андерссон в интервью изданию «Самарское обозрение» говорил: «Возможно, меня захотят убить». Речь шла о его конфликте с производителями комплектующих. Шведа не устраивала, как он говорил, схема взаимодействия с ними. Он рассказывал, что часть контрагентов поставляют некачественную продукцию и пытаются шантажировать автомобильный концерн. Б. Андерссон говорил о том, что странно ему видеть, когда приезжают люди на «Бентли» и жалуются, что у них нет денег для того, чтобы модернизировать производство комплектующих для АвтоВАЗа.
Дело доходило, как рассказывает ведущий телеканала «Авто+» Павел Федоров, «чуть ли не до прямых угроз в сторону Андерссона со стороны тольяттинцев… Он даже отвечал, что у него больше шрамов, чем у хоккеиста НХЛ… Он не боится. В этом бизнесе он очень давно, он — бывший кадровый военный, и его не запугаешь».
Б. Андерссон — не наивный новичок на российском рынке. Семь лет назад по личному приглашению Олега Дерипаски он возглавил убыточную группу ГАЗ, и через три года группа показала чистую прибыль почти в 9 млрд руб.
В итоге швед вообще отказался от услуг традиционных поставщиков АвтоВАЗа. «Андерсон взял на себя… обязательства… выпустить две новые модели, соответствующие европейскому и мировому уровню качества. Он работал с целым рядом российских поставщиков, традиционных автовазовских, и выяснил, что многие из этих поставщиков, с его точки зрения, не соответствовали уровню качества. Он с ними ругался страшно, он с ними пытался бороться. И в конце концов вообще отказался от их услуг. И пригласил поставщиков из-за рубежа, чтобы хотя бы на первых порах сделать автомобиль гарантированно высокого качества», — комментирует события сайту BFM партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Когда Б. Андерссон работал на ГАЗе, говорят эксперты, О. Дерипаска поддерживал его в любых спорах, если дело шло об эффективности производства. В Тольятти же шведу довелось сотрудничать с главой совладельца «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Он сказал в разгар спора Б. Андерссона с местными производителяи, что с Андерссоном нужно провести воспитательную работу.
Эта работа закончилась увольнением.
Сменщик Б. Андерссона Н. Мор прославился как глава румынского автопроизводителя Dacia, входящего в группу Renault — Nissan. За десять лет ему удалось превратить компанию из заштатного восточноевропейского автопроизводителя в пятую компанию в Европе по числу выпущенных машин. Ту же Dacia под именем Logan производит компания «Рено-Россия», и она вышла в лидеры по локализации. Этим и упрекали Б. Андерссона — вот можно же, мол, работать со своими поставщиками. Независимый автоэксперт Андрей Осипов поясняет ситуацию: «Это по большей части комплектующие, производимые иностранными компаниями на территории России. Я вам скажу больше, любой автопроизводитель, и Renault в этом случае не исключение, а скорее яркий пример, одновременно с организацией сборочного производства автомобилей на территории России подтягивает с собой поставщиков комплектующих. Поскольку это компании, которые работают с Renault на других рынках, то они пришли вместе с Renault, понимая, что они смогут более-менее обеспечить себе прибыльность за счет стабильности заказа со стороны того же самого Renault. Потому что они понимают, что у них стабильно несколько десятков тысяч экземпляров того или иного продукта необходимо собирать и производить непосредственно в России».
У АвтоВАЗа другой модельный ряд и нет иностранных производителей нужных компонентов в России. Так что Н. Мору придется столкнуться с серьезными трудностями.
К сведению
АвтоВАЗ в цифрах
141 000 000 000 руб. — чистый убыток АвтоВАЗа за 2008—2015 гг.
17,9% — доля АвтоВАЗа на российском рынке по итогам 2015 г.
74 000 000 000 руб. — чистый убыток АвтоВАЗа в 2015 г. (при выручке в 176,5 млрд.).
22 000 человек — приблизительно на столько уменьшился штат АвтоВАЗа за два года и составляет теперь 44 000 человек.
80% экспортных продаж АвтоВАЗа приходится на Казахстан, но в 2016 г. экспорт в эту страну прекратился.
250 000 жителей Тольятти связаны с АвтоВАЗом (всего в Тольятти 720 000 жителей).
12% автомобилей сходит с конвейера АвтоВАЗа с дефектами (в 2013 г. этот показатель составлял 44%).
20 000 000 руб. получил АвтоВАЗ от продажи автомобилей Infiniti, на которых до 2014 г. ездило руководство компании.
Источник: сайт «Медуза» по материалам РБК, «Ведомости», АвтоВАЗ, «Мотор», Google Finance.