Правительство РФ предложило организовать электронное взаимодействие между таможенными органами и банками и тем самым сократить срок списания задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке с банковских счетов должников. В частности, таможенным органам могут предоставить право в электронном виде требовать от банков списания денег. Кроме того, в проекте закона предлагается расширить перечень случаев, когда таможенные органы вправе списать безнадежную задолженность по таможенным платежам, пеням и процентам.
В Госдуму внесен законопроект № 1013570-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ и признании безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей». Цель его разработки — поправить механизм взыскания таможенных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах должников, а также дополнить положения о признании задолженности по уплате таможенных платежей безнадежной.
Дело в том, что на случай неуплаты таможенных платежей в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ) предусмотрено право таможенных органов направлять в банки инкассовые поручения (распоряжения) о принудительном списании образовавшейся задолженности. При этом инкассовые поручения (распоряжения) таможенники направляют в бумажном виде, что зачастую препятствует быстрому получению денег со счетов.
В проекте предлагается ускорить этот процесс и разрешить направлять такие поручения не только в бумажном виде, но и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Точно так же, в бумажном или электронном виде с проставлением усиленной квалифицированной электронной подписи, таможенные органы смогут направлять в банки уведомления об отзыве инкассового поручения (распоряжения), решения о приостановлении операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, которые задолжали таможне, а также решения об отмене приостановления операций по счетам. Причем при направлении решения о приостановлении операций по счетам в виде электронного документа информацию об остатках денежных средств на банковских счетах, операции по которым приостановлены, или о закрытии счетов банки будут направлять в таможенный орган тоже в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Стоит отметить, что и в нынешней редакции для решений о приостановлении операций по счетам и об отмене приостановления предусмотрена электронная форма. Только теперь предлагается уточнить, что это должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.
После принятия данных поправок ФТС России по согласованию с Центральным банком РФ должна будет установить порядок направления в банк инкассового поручения (распоряжения) таможенного органа, в том числе о взыскании денежных средств со счетов плательщика, открытых в иностранной валюте, поручения таможенного органа о продаже денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, уведомления об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения) в электронном виде, формы и форматы поручения таможенного органа о продаже денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, уведомления об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения). А вот порядок направления банком информации об остатках денежных средств на счетах или о закрытии счетов при получении решения таможенного органа о приостановлении операций по счетам и формат такой информации установит Центральный банк РФ по согласованию с ФТС России.
Помимо введения электронного взаимодействия между таможенными органами и банками Правительство РФ предлагает расширить перечень случаев, предусмотренных Законом № 311-ФЗ, когда задолженность по таможенным платежам может быть признана безнадежной. Во-первых, это случай, когда долг числится за иностранными юридическими лицами по состоянию на 1 января 2015 г. при условии, что с даты образования недоимки прошло более пяти лет, а таможенный орган не может взыскать долг в связи с истечением сроков. Во-вторых, если числится долг за физическими лицами по состоянию на 1 января 2015 г. и за индивидуальными предпринимателями по состоянию на 1 октября 2009 г., в отношении которого таможенный орган утратил возможность взыскания в связи с истечением срока направления требования об уплате таможенных платежей, срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), задолженности по пеням и процентам за счет имущества плательщика (физического лица, индивидуального предпринимателя), срока для предъявления к исполнению исполнительного документа.
Кроме того, предлагается признать безнадежной к взысканию задолженность по таможенным платежам и пеням при наличии не только постановления об окончании исполнительного производства, но и при наличии акта о невозможности взыскания, составленного судебным приставом — исполнителем.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что принятие и реализация этого законопроекта позволит списать безнадежную к взысканию задолженность в размере более 27 млрд руб. В случае его принятия новые положения Закона № 311-ФЗ вступят в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования поправок.