Деловой климат в строительстве резко ухудшился в январе — марте текущего года. Негативный тренд продемонстрировали практически все основные показатели отрасли. В результате индекс предпринимательской уверенности в строительстве упал на 8 п.п. по сравнению с последним кварталом 2015 г. и составил –16%.
Подобного по величине падения значения ИПУ за один квартал не наблюдалось с периода предыдущего кризиса (2009 г.), когда индекс равнялся –21%. Правда, экономисты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ напоминают, что I квартал любого года для подрядчиков практически всегда является относительно «мертвым сезоном». Обычно по сравнению с самым продуктивным IV кварталом в начале года снижается общая деловая активность строительных организаций. Однако глубина «просадки» настораживает даже с учетом сезонных колебаний.
К неблагоприятным изменениям можно отнести рост доли респондентов, сообщивших о снижении физических объемов строительных работ (32 против 25% кварталом ранее). Одновременно сократилась доля предпринимателей, которые зафиксировали увеличение физического объема строительно-монтажных работ (СМР), выполненных силами своих организаций (21 по сравнению с 24% в предыдущем квартале). Около половины предприятий (47%) сохранили объемы СМР на уровне IV квартала 2015 г.
В январе — марте в отрасли ухудшилась ситуация с обеспеченностью компаний заказами. Так, доля респондентов, сообщивших о снижении спроса по сравнению с предшествующим периодом, увеличилась (27 против 21% кварталом ранее), а доля предпринимателей, отметивших возросший спрос, сократилась (16 по сравнению с 17% раньше). Более половины участников опроса (57%) заявили, что портфель заказов по сравнению с IV кварталом 2015 г. не изменился.
Вместе с тем практически две трети (65%) респондентов ответили, что на момент опроса количество заключенных договоров находилось на «нормальном» уровне. Треть (34%) руководителей оценили портфель заказов своих организаций «ниже нормального уровня». Кварталом ранее эти показатели равнялись 78 и 21% соответственно.
«Причины спада объемов работ в строительной отрасли вполне очевидны, — отмечает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Подрядчики находятся в большой зависимости от внутреннего спроса на свои услуги. В отличие от промышленности строительство практически не имеет возможности использовать такие рычаги, как внешний спрос и работа на склад с целью реализации продукции в дальнейшем, при возможном улучшении экономической конъюнктуры».
В результате экономического кризиса почти во всех отраслях снизился спрос на строительные услуги, кроме того, уменьшились доходы государственного бюджета, что привело к сокращению бюджетных расходов на капстроительство. «Основным механизмом оптимизации затрат для экономических агентов в период спада, помимо сокращения занятости и урезания заработных плат действующему персоналу, является ограничение нового строительства и замораживание начатого, — комментирует ситуацию г-н Остапкович. — С такими же проблемами сталкиваются подрядчики при сокращении федеральных и региональных бюджетов, когда в первую очередь секвестируются капитальные вложения на производственное строительство и капитальный ремонт».
На жилищное строительство негативно влияет продолжающееся уже шестнадцать месяцев подряд снижение реальных располагаемых денежных доходов населения. Подобной по продолжительности негативной динамики, по оценке ученого, не наблюдалось уже почти двадцать лет. В результате уменьшения доходов и боязни вообще потерять работу в условиях кризиса домашние хозяйства традиционно переходят на избирательно-сберегательную модель потребительского поведения, практически переводя дорогостоящие товары длительного пользования, включая жилье, в категорию отложенного спроса.