В среду, 23 марта, вице-премьер РФ Ольга Голодец, выступая на Неделе российского бизнеса, признала резкое падение доходов населения в России. «У нас обозначается очень резкое падение доходов. Резкое — и по реальному уровню заработной платы, и вообще доходов. Это все отражается на снижении покупательской способности населения, и это все отражается на розничном обороте, который сокращается, причем сокращается такими серьезными темпами», — цитирует чиновницу РИА «Новости». Беспокойство власти понятно — снижение спроса перечеркивает усилия по оживлению активности отечественного производителя.
Страшный сон отечественного производителя становится явью — покупатели его продукции исчезают. Вот пара последних исследований. По данным ВЦИОМ, 72% россиян считают нынешнее время неблагоприятным для крупных покупок (в январе так считали 64% населения). А аналитики компании Initiative, чье исследование цитирует «Коммерсантъ», говорят, что потребители нынче экономят в основном на продуктах питания, косметике, парфюмерии, бытовой химии, лекарствах и продуктах личной гигиены. То есть люди не покупают товары ни длительного, ни коротенького пользования. Берут почти по-прежнему только смартфоны и оплачивают интернет — чтобы, наверное, не терять возможность обсуждать с друзьями тяжелые времена.
«Впервые за долгий период наблюдений одновременно ухудшились сразу все показатели, сигнализирующие о росте фактора, который Дж. Кейнс назвал „предпочтение ликвидности“. Россияне все больше предпочитают „оставаться в деньгах“, тратя их только по самой крайней необходимости. В свою очередь это ведет к сжатию платежеспособного спроса и замедлению скорости оборота денег в экономике. „Предпочтение ликвидности“ — выраженный про-дефляционный фактор, сигнализирующий о том, что в экономике начинают формироваться дефляционные риски», — считает эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб.
Это очевидный вывод, прямо по учебнику. Дефляция — это страшно, она может вести к закрытию производств, росту безработицы и т.д. Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина по-прежнему боится роста инфляции и не идет на снижение ключевой ставки (хотя глава Сбербанка Герман Греф сомневается вообще в значении этой ставки для экономики России). Это тоже описано — как стагфляция, рост цен при снижении платежеспособности. И это уже не просто страшно — это катастрофично.
Любой расклад плох для отечественного производителя. При понятных недостатках за последние десятилетия в стране было налажено производство практически всех желаемых покупателями товаров — отличных автомобилей, современной бытовой техники, приличной мебели под маркой ИКЕА и даже туалетной бумаги. Россия стала одним из крупнейших экспортеров зерна в мире, хотя много десятилетий жизни в СССР была крупнейшим покупателем хлеба. Все это стало возможно при переходе на модель открытой экономики, когда инвестиции приветствовались. Реформы велись с расчетом на то, страна у нас большая и имеются десятки миллионов потенциальных покупателей товаров и услуг.
И вдруг эти покупатели стали исчезать, у них не хватает денег на покупки, а главное — у них пропадает, как свидетельствует ВЦИОМ, уверенность в завтрашнем дне. Они пытаются экономить — причем только те, кто не удручен кредитами и думает только как бы сохранить свое жилье и не оказаться на улице вместе с детьми.
Если эта тенденция на сокращение реальных доходов продолжится, то хоть повышай цены на товары, хоть понижай — сбыть их будет все труднее и придется думать о сокращении производства. Уже не главным, а просто единственным покупателем будет становиться государство (общий объем рынка госзаказа, включая закупки госкорпораций, уже достиг 30 трлн руб. и 25% ВВП), вытряхивая на это деньги из карманов граждан через повышение налогов и сборов, что мы уже и наблюдаем.
Выбор кажется простым. Или уповать исключительно на усиление роли государства как покупателя товаров и услуг у избранных компаний, или озаботиться повышением платежеспособности граждан. Пока никаких действий в этом направлении незаметно. А значит, у отечественных производителей незаметно и перспектив. Иностранные-то поставщики уйдут на другие рынки. Нам отступать некуда.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ
|
Млн чел. |
В % от общей численности населения |
---|---|---|
2014 г. |
||
I квартал |
19,8 |
13,8 |
II квартал |
17,4 |
12,1 |
1-е полугодие |
18,9 |
13,1 |
III квартал |
16,6 |
11,5 |
Январь—сентябрь |
18,0 |
12,6 |
IV квартал |
13,1 |
9,1 |
Год |
16,1 |
11,2 |
2015 г.* |
||
I квартал |
22,9 |
15,9 |
II квартал |
20,1 |
14,0 |
1-е полугодие |
21,7 |
15,1 |
III квартал |
17,9 |
12,4 |
Январь—сентябрь |
20,3 |
14,1 |
IV квартал |
14,5 |
10,0 |
Год** |
19,2 |
13,4 |
* Данные приведены без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю. ** Предварительные данные. |
Величина прожиточного минимума за IV квартал 2015 г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения, руб. в месяц
|
Все население |
В том числе |
||
---|---|---|---|---|
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
Величина прожиточного минимума |
9452 |
10187 |
7781 |
9197 |
в том числе: |
||||
стоимость потребительской корзины |
8785 |
9062 |
7781 |
9197 |
из нее минимальный набор: |
||||
продуктов питания |
4404 |
4541 |
3899 |
4619 |
непродовольственных товаров |
2195 |
2265 |
1945 |
2294 |
услуг |
2186 |
2256 |
1937 |
2284 |
расходы по обязательным платежам и сборам1 |
667 |
1125 |
|
|
1) Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей определяется без учета расходов по обязательным платежам и сборам. |
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (на конец периода)
|
IV кв. 2015 г. |
Справочно |
|
---|---|---|---|
IV кв. 2014 г. |
III кв. 2015 г. |
||
Минимальный размер оплаты труда |
|||
рублей в месяц |
5965 |
5554 |
5965 |
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения |
58,6 |
62,5 |
57,2 |
Размер государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам* |
|||
высшего образования |
|||
рублей в месяц |
1340 |
1340 |
1340 |
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения |
13,2 |
15,1 |
12,8 |
среднего профессионального образования |
|||
рублей в месяц |
487 |
487 |
487 |
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения |
4,8 |
5,5 |
4,7 |
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет |
|||
по уходу за первым ребенком |
|||
рублей в месяц |
2718 |
2577 |
2718 |
в % к величине прожиточного минимума для детей |
29,6 |
32,6 |
28,9 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
|||
рублей в месяц |
5437 |
5153 |
5437 |
в % к величине прожиточного минимума для детей |
59,1 |
65,2 |
57,9 |
* Данные приведены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». ИСТОЧНИК: Росстат |
Динамика величины прожиточного минимума в целом по РФ в расчете на душу населения, руб. в месяц
|
Все население |
В том числе |
||
---|---|---|---|---|
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
2014 г. |
||||
I квартал |
7688 |
8283 |
6308 |
7452 |
II квартал |
8192 |
8834 |
6717 |
7920 |
III квартал |
8086 |
8731 |
6656 |
7738 |
IV квартал |
8234 |
8885 |
6785 |
7899 |
2015 г. |
||||
I квартал |
9662 |
10 404 |
7916 |
9489 |
II квартал |
10 017 |
10 792 |
8210 |
9806 |
III квартал |
9673 |
10 436 |
7951 |
9396 |
IV квартал |
9452 |
10 187 |
7781 |
9197 |
Суммарная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям различного состава, руб. в месяц
|
IV кв. 2015 г. |
Справочно |
|
---|---|---|---|
IV кв. 2014 г. |
III кв. 2015 г. |
||
Семьи, состоящие из 2 человек: |
|||
2 трудоспособных |
20 374 |
17 770 |
20 872 |
2 пенсионеров |
15 562 |
13 570 |
15 902 |
1 трудоспособного и 1 ребенка |
19 384 |
16 784 |
19 832 |
Семьи, состоящие из 3 человек: |
|||
2 трудоспособных и 1 ребенка |
29 571 |
25 669 |
30 268 |
2 трудоспособных и 1 пенсионера |
28 155 |
24 555 |
28 823 |
1 трудоспособного и 2 детей |
28 581 |
24 683 |
29 228 |
Семьи, состоящие из 4 человек: |
|||
2 трудоспособных и 2 детей |
38 768 |
33 568 |
39 664 |
1 трудоспособного и 3 детей |
37 778 |
32 582 |
38 624 |