В лечении не поддающейся стандартной терапии противосудорожными препаратами детской эпилепсии наметился прорыв. Учёные доказали, что тяжёлые формы этой болезни можно вылечить новым экспериментальным лекарством на основе очищенного каннабидиола, проще говоря марихуаны.
Каннабидиол (сокращённо — КБД) — это вещество, которое в достаточно большом количестве содержится в конопле, так называемый каннабиноид — один из группы 85 известных на сегодня сложных уникальных веществ, содержащихся в растениях рода Cannabis. Сам по себе каннабидиол не обладает психоактивными свойствами – то есть он не вызывает изменения сознания, не влияет на восприятие или внимание.
C другой стороны, это вещество обладает свойствами, которые имеют значительный медицинский потенциал. Так, клинические исследования показывают, что каннабидиол способен противостоять спазмам, судорогам, сдерживать эпиприпадки, обладает противовоспалительным эффектом.
Правовой статус каннабидиола как вещества на данный момент остаётся неопределённым: он не описан отдельно в Конвенции по психотропным веществам ООН. В перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, он не значится отдельно, но в документе существует пункт «Тетрагидроканнабинол (все изомеры)», а поскольку в официальной терминологии каннабидиол упорно продолжают называть изомером ТГК, это делает его нелегальным в России.
Лекарственное средство носит рабочее название Epidiolex, и он находится в третьей фазе клинических испытаний. Известно, что его давали 61 пациенту в дозировке 20 миллиграммов на килограмм веса. Также была контрольная группа из 59 пациентов. Средний возраст добровольцев составлял десять лет, а примерно 30% пациентов были младше шести лет. Вместе с экспериментальным препаратом дети продолжали приём стандартных противосудорожных лекарств.
Учёные, проводящие испытания, утверждают, что Epidiolex способствовал сокращению месячной частоты судорожных приступов на 39%. На фоне плацебо частота приступов упала лишь на 13%. Основной ингредиент препарата — очищенный каннабидиол. Что важно, в нём нет тетрагидроканнабинола, главного психоактивного соединения марихуаны. Препарату прогнозируют большое будущее. По предварительным прогнозам, его годовые продажи могут превысить 1,1 млрд долл. уже к 2021 г.
В последнее время в лечении эпилепсии наблюдается настоящий бум. Помимо постоянных исследований в области фармакологии, способ избавления от тяжёлого недуга ищут как профильные врачи-эпилептологи, так и психиатры, дефектологи и, конечно, неврологи.
Английский невролог Кристин Черитон совершенно уверена в том, что музыка способна максимально помочь эпилептикам, хотя и не заменяет лечения лекарственными препаратами. Но вкупе с ними музыкальные композиции действительно могут предотвращать эпилептические приступы. Известно: примерно четыре пятых случаев эпилепсии относятся к так называемой височной эпилепсии. Именно в височной доле мозга начинается аномальная активность, приводящая к приступам.
Музыка обрабатывается в той же зоне мозга. Учёные решили сравнить способность к обработке музыкальной информации у эпилептиков и здоровых людей. Они записали схемы активности мозговых волн, когда добровольцы слушали десять минут тишины. После шёл отрывок из Моцарта или Колтрейна. Потом опять десять минут тишины и ещё два музыкальных отрезка. В итоге — последняя десятиминутка тишины. Музыкальные композиции всегда шли в произвольном порядке. Результат: активность мозга в ответ на музыку повышалась у всех людей. Но у эпилептиков эти волны больше синхронизировались с музыкой, особенно явно синхронизация проходила в височной доле. Оказывается, эпилептики реагируют на музыку не так, как люди без расстройства. Сканирование мозга позволило выявить мозговые волны у эпилептиков, синхронизирующиеся с музыкой Моцарта или Колтрейна. Со звуком тишины (произведения экспериментального композитора Джона Кейджа) волны не вступали в синхронное взаимодействие.
Нейрохирурги из Британии обратились к роботизированным технологиям, чтобы максимально эффективно прооперировать мозг пятнадцатилетнего подростка-эпилептика. Робот имплантировал в мозг несколько электродов, один из которых помог обнаружить повреждённую область мозга, которую потом удалили хирургическим путём.
Именно эта область была виновата в возникновении эпилептических приступов. Робот позволил имплантировать электроды с микроскопической точностью. В отличие от последней, успешной операции, ранее проводившие вмешательства (отдельные фрагменты мозга удаляли врачи самолично) не давали положительных результатов.
С момента последней операции с использованием робота-хирурга прошло около двух недель. За это время у подростка не случилось ни одного приступа. Медики констатируют полное выздоровление. Они признаются: использованный робот очень напоминает системы, применяемые для изготовления сложных автомобильных деталей. Стоимость робота, проводившего операцию, равнялась почти 40 млн руб., что делает пока подобные операции малодоступными для большинства пациентов. Эпилепсия — хроническое неврологическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами. Причиной приступов являются повреждения мозга, такие как инсульт, опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы (ЧМТ) или поражения центральной нервной системы. К счастью, регулярные осмотры и лечение в большинстве случаев приводят к ремиссии.
Ранее эффективных методов, помогающих предсказать, когда случится следующий приступ, не существовало. Исследователь отмечает: созданный им метод позволит спрогнозировать вероятность приступа с точностью в 82%. Алгоритм был разработан благодаря конкурсу, объявленному в августе прошлого года. Более 500 исследовательских команд со всего мира попытались придумать способ, который позволил бы выявлять и предсказывать приступы. Конкурс выиграл Майкл Хиллз, инженер по вычислительной технике из Австралии. Его алгоритм классифицирует различные аспекты локализованного потенциала электрического поля в головном мозге.