По свежему прогнозу PwC, неплохие перспективы, открывающиеся перед европейской индустрией туризма, будут способствовать активизации гостиничного бизнеса в 2016 и 2017 гг., но после исключительно успешного 2015 г. рост выручки гостиниц в Евросоюзе будет не столь значительным. Перед отельерами России радужные перспективы не стоят.
Прошлый год стал «урожайным» — рекордное количество прибывших в Европу туристов обусловило существенное улучшение показателей гостиничного бизнеса во многих европейских городах, говорится в материалах PwC. Туристические поездки по городам остаются тем сегментом, в котором зафиксированы самые высокие темпы роста выручки в туристическом бизнесе. Благодаря стабильному спросу и слабому росту предложения на рынке многие гостиницы в 2015 г. добились впечатляющих результатов, и эксперты PwC утверждают, что в этом плане ситуация в 2016 г. не изменится.
В большинстве городов, включенных в прогноз (за исключением Брюсселя и Милана), в текущем году ожидается рост выручки; при этом предполагается, что в 2017 г. почти во всех городах (за исключением Женевы и Рима) будет зафиксирован ее дальнейший рост.
В 2016 г. лидером по показателю прироста выручки в расчете на один гостиничный номер (в местной валюте) станет Рим (19,2%). В 2017 г. — Дублин (8,2%).
В основе роста выручки лежит сочетание таких факторов, как рост средней стоимости гостиничного номера и рост уровня заполняемости отелей. В Риме в 2016 г. в связи с приближением празднования Святого года прогнозируется исключительно высокий рост заполняемости гостиниц, а также средней стоимости гостиничного номера. С учетом того, что город рассчитывает принять 25 млн туристов и паломников, это приведет к значительному росту показателя выручки в расчете на один гостиничный номер, однако в 2017 г. Риму будет нелегко удержать завоеванные позиции. Во многих наиболее преуспевающих городах, в том числе в Лондоне, Дублине, Эдинбурге или Амстердаме, где зафиксирован высокий уровень заполняемости гостиниц, рост выручки в основном обусловлен увеличением показателя средней стоимости гостиничного номера.
Комментируя факторы, обусловливающие рост выручки, Лиз Холл, руководитель службы PwC по исследованию гостиничного бизнеса и туристических услуг, говорит: «Результаты в целом весьма впечатляют. Многие из участвовавших в исследовании городов являются высокоразвитыми транспортно-пересадочными узлами и мировыми лидерами по результатам коммерческой деятельности. Этот рост также отражает сохраняющуюся тенденцию, связанную со стремлением туристов выбирать для своих поездок более безопасные места с оптимальным соотношением цены и качества, пока в Северной Африке сохраняется нестабильность.
Темпы роста в сфере туристических услуг и в гостиничном бизнесе, как ожидается, будут и впредь опережать темпы роста экономики в целом, причем всему этому способствует ослабление евро. На сегодняшний день европейские туристы заметили лишь скромное снижение стоимости авиабилетов в результате падения цен на нефть. В 2016 г. ситуация, вероятно, станет еще более благоприятной».
Среди 19 ведущих туристических центров Европы, охваченных анализом PwC, находится и Москва. По поводу нее в прогнозе, в частности, говорится, что российская столица — самый населенный европейский город с более чем 12 млн жителей. Вызывающие интерес многочисленные архитектурные, исторические места Москвы, в том числе музеи, галереи, выставочные залы, парки, привлекли в 2015 г. около 6 млн международных туристов. По прогнозу PwC, их количество к 2020 г. удвоится.
В плане инвестиционной привлекательности авторы прогноза напоминают, что в прошлом году более 90% реальных инвестиций в недвижимость в России было сделано в Москве. Видимо, в PwC имеют в виду иностранные инвестиции. Относительно гостиничного хозяйства столицы сказано, что в 2015 г. оно пополнилось около 1050 номерами, что на 12% меньше, чем годом ранее. Но несмотря на снижение доходности гостиничного бизнеса инвесторы в него не готовы заморозить начатые проекты, и в нынешнем году предложение новых гостиничных номеров по сравнению с 2015 г. может увеличиться до 80%: по данным PwC, 3425 номеров находятся в стадии строительства и 1120 номеров — в утвержденных планах.
Авторы прогноза отмечают, что сильное ослабление рубля способствовало повышению зарубежного интереса к посещению Москвы, особенно туристов из азиатских стран, прежде всего Китая, и развитию гостиниц нижнего ценового уровня. Как следствие сегмент luxury в столице показал впечатляющий рост на 10%, рублевая доходность в расчете на номер, в основном благодаря уровню заполняемости гостиниц, увеличивается.
Показатели гостиничного бизнеса Москвы, его прогнозы и места в рейтингах PwC представлены в таблицах.
«Эти данные в сотрудничестве с нашими европейскими коллегами используются для составления прогноза развития и выявления основных трендов сектора гостиничной недвижимости крупнейших городов Европы на 2016—2017 гг., — отмечает Олег Малышев, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости PwC в России. — Такие исследования показывают, как негативное влияние сложных экономических и политических факторов на российский туристический бизнес контрастирует с улучшающейся ситуацией во многих странах Европы. В отличие от рынка Европы, где значительное внимание уделяется совершению крупных сделок и рост активности в прошлом году составил рекордные 30% (21 млрд евро), в России одной из основных задач отельеров на текущий и предстоящий годы остается сокращение издержек».
Остается, к сожалению, добавить, что увеличение числа терактов в крупнейших городах Евросоюза может существенно ослабить положительные перспективы их гостиничного бизнеса.
Уровень заполняемости гостиниц, %
2015 г. |
2016 г., прогноз |
2017 г., прогноз |
Рейтинг |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Лондон |
(82,1) |
Лондон |
(82,9) |
Лондон |
(83,5) |
1 |
Дублин |
(82,1) |
Дублин |
(82,3) |
Эдинбург |
(82,5) |
2 |
Эдинбург |
(81,4) |
Эдинбург |
(81,8) |
Дублин |
(82,4) |
3 |
Амстердам |
(78,1) |
Амстердам |
(78,4) |
Амстердам |
(78,2) |
4 |
Париж |
(76,4) |
Рим |
(77,8) |
Париж |
(77,8) |
5 |
Берлин |
(76,4) |
Берлин |
(77,1) |
Берлин |
(77,5) |
6 |
Барселона |
(75,3) |
Париж |
(76,6) |
Прага |
(77,2) |
7 |
Прага |
(75) |
Прага |
(76,5) |
Барселона |
(76,3) |
8 |
Лиссабон |
(73,5) |
Барселона |
(75,4) |
Лиссабон |
(76,2) |
9 |
Цюрих |
(73,4) |
Лиссабон |
(74,6) |
Вена |
(73,6) |
10 |
Вена |
(72,6) |
Цюрих |
(73,3) |
Цюрих |
(73,5) |
11 |
Порту |
(71) |
Вена |
(73,3) |
Порто |
(73,5) |
12 |
Брюссель |
(69,8) |
Порту |
(72,4) |
Брюссель |
(71,2) |
13 |
Франкфурт |
(69,8) |
Брюссель |
(70,3) |
Мадрид |
(70,8) |
14 |
Милан |
(69,3) |
Франкфурт |
(69,9) |
Франкфурт |
(70,5) |
15 |
Мадрид |
(69) |
Мадрид |
(69,8) |
Женева |
(69,5) |
16 |
Рим |
(68,4) |
Женева |
(68,8) |
Рим |
(68) |
17 |
Женева |
(67,6) |
Милан |
(64,4) |
Москва |
(65) |
18 |
Москва |
(61) |
Москва |
(63,1) |
Милан |
(64,5) |
19 |
Выручка в расчете на гостиничный номер, евро
2015 г. |
2016 г., прогноз |
2017 г., прогноз |
Рейтинг |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Париж |
(192,6) |
Париж |
(193,4) |
Париж |
(198,6) |
1 |
Женева |
(170,8) |
Женева |
(169,8) |
Лондон |
(168,7) |
2 |
Цюрих |
(160) |
Лондон |
(167,5) |
Женева |
(162,8) |
3 |
Лондон |
(159,6) |
Цюрих |
(160,8) |
Цюрих |
(155,4) |
4 |
Милан |
(105,3) |
Рим |
(121) |
Дублин |
(107,6) |
5 |
Амстердам |
(102,5) |
Амстердам |
(105) |
Амстердам |
(107,2) |
6 |
Рим |
(101,6) |
Эдинбург |
(100,2) |
Рим |
(103,1) |
7 |
Эдинбург |
(95) |
Дублин |
(99,5) |
Барселона |
(102,7) |
8 |
Барселона |
(94,3) |
Барселона |
(97,4) |
Эдинбург |
(101,5) |
9 |
Дублин |
(91,2) |
Франкфурт |
(89,8) |
Франкфурт |
(92,4) |
10 |
Франкфурт |
(87,8) |
Милан |
(79,8) |
Милан |
(83,1) |
11 |
Брюссель |
(76) |
Брюссель |
(75,4) |
Брюссель |
(77) |
12 |
Вена |
(72,3) |
Вена |
(73,5) |
Берлин |
(75,4) |
13 |
Берлин |
(71,2) |
Берлин |
(73,5) |
Лиссабон |
(75,3) |
14 |
Лиссабон |
(66,7) |
Лиссабон |
(70,5) |
Вена |
(74,6) |
15 |
Мадрид |
(64,2) |
Мадрид |
(67,9) |
Мадрид |
(70,5) |
16 |
Прага |
(58,7) |
Прага |
(62,5) |
Прага |
(65,6) |
17 |
Порту |
(50,6) |
Порту |
(52,9) |
Порту |
(56) |
18 |
Москва |
(41,5) |
Москва |
(44,2) |
Москва |
(45,8) |
19 |
Прирост выручки в расчете на гостиничный номер (в местной валюте), %, прогноз
2016 г. |
2017 г. |
||
---|---|---|---|
Рим |
19,2 |
Дублин |
8,2 |
Дублин |
9,1 |
Лиссабон |
6,9 |
Прага |
6,6 |
Порто |
5,8 |
Мадрид |
5,8 |
Барселона |
5,5 |
Лиссабон |
5,7 |
Прага |
4,9 |
Порто |
4,5 |
Милан |
4,1 |
Москва |
4,0 |
Москва |
3,9 |
Барселона |
3,3 |
Мадрид |
3,8 |
Берлин |
3,1 |
Франкфурт |
2,9 |
Амстердам |
2,5 |
Эдинбург |
2,8 |
Эдинбург |
2,4 |
Париж |
2,7 |
Франкфурт |
2,2 |
Берлин |
2,6 |
Лондон |
1,9 |
Лондон |
2,2 |
Вена |
1,7 |
Брюссель |
2,1 |
Цюрих |
1,1 |
Амстердам |
2,1 |
Париж |
0,4 |
Вена |
1,4 |
Женева |
0,1 |
Цюрих |
0,7 |
Брюссель |
–0,8 |
Женева |
–0,1 |
Милан |
–24,2 |
Рим |
–14,9 |
Средняя стоимость гостиничного номера, евро
2015 г. |
2016 г., прогноз |
2017 г., прогноз |
Рейтинг |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Женева |
(252,5) |
Париж |
(252,5) |
Париж |
(255,3) |
1 |
Париж |
(252,1) |
Женева |
(246,8) |
Женева |
(234,2) |
2 |
Цюрих |
(218) |
Цюрих |
(219,2) |
Цюрих |
(211,4) |
3 |
Лондон |
(194,4) |
Лондон |
(202,2) |
Лондон |
(202,2) |
4 |
Милан |
(151,9) |
Рим |
(156,5) |
Рим |
(153) |
5 |
Рим |
(148,5) |
Амстердам |
(133,9) |
Амстердам |
(137,1) |
6 |
Амстердам |
(131,2) |
Барселона |
(129,1) |
Барселона |
(134,7) |
7 |
Франкфурт |
(125,9) |
Франкфурт |
(128,4) |
Франкфурт |
(131,1) |
8 |
Барселона |
(125,1) |
Милан |
(125,9) |
Милан |
(130,9) |
9 |
Эдинбург |
(116,6) |
Эдинбург |
(122,5) |
Дублин |
(130,6) |
10 |
Дублин |
(111,1) |
Дублин |
(120,9) |
Эдинбург |
(123) |
11 |
Брюссель |
(108,8) |
Брюссель |
(107,2) |
Брюссель |
(108,2) |
12 |
Вена |
(99,6) |
Вена |
(100,4) |
Вена |
(101,4) |
13 |
Берлин |
(93,3) |
Мадрид |
(97,4) |
Мадрид |
(99,7) |
14 |
Мадрид |
(93) |
Берлин |
(95,4) |
Лиссабон |
(99) |
15 |
Лиссабон |
(90,7) |
Лиссабон |
(94,6) |
Берлин |
(97,4) |
16 |
Прага |
(78,2) |
Прага |
(81,8) |
Прага |
(85) |
17 |
Порто |
(71,4) |
Порто |
(73,2) |
Порто |
(76,3) |
18 |
Москва |
(68) |
Москва |
(70,1) |
Москва |
(70,4) |
19 |
ИСТОЧНИК: Экономический прогноз PwC — 2016