Больше года назад начал действовать Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес существенные изменения в закон об аудиторской деятельности. А именно увеличил с 1 января 2017 г. минимальную численность членов одной СРО аудиторов с 500 до 2000 аудиторских организаций или с 700 до 10 000 аудиторов. Сейчас ни одна из СРО аудиторов не соответствует этому критерию, к тому же на самом рынке аудиторских услуг заметны весьма негативные тенденции.
Для аудиторского сообщества значительным событием прошлого года стала проверка Контрольным управлением Президента РФ состояния законодательной базы в области аудита и рынка аудиторских услуг. В ходе проверки управление зафиксировало ежегодное снижение заинтересованности в прохождении обязательного аудита, неэффективность конкурсного отбора аудиторских компаний, снижение притока кадров в аудит. Кроме того, управление пришло к выводу о необходимости повышения ответственности аудиторских фирм за результаты проверок. На основании этого Президент РФ 19 декабря 2015 г. дал поручение правительству (№ Пр-2629) подготовить изменения нормативных документов в целях создания эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности, а также формирования условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках аудиторских услуг. Президент также поручил Правительству РФ определить приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в стране.
Аудиту угрожает монополизм в саморегулировании
Действительно, в последние годы многие инициативы и решения органов власти в отношении аудиторской деятельности вводят профессиональное сообщество в замешательство. Необходимость соизмерения любых инициатив с обозначенными направлениями развития аудита в России высказывалась профессиональным сообществом много раз.
Безусловно, во многом дальнейшее развитие российского аудита определит тот путь, по которому пойдет его нормативное регулирование.
Минфин России, как государственный регулятор аудиторской деятельности, считает, что существующие саморегулируемые организации аудиторов финансово неустойчивы. А значит, не могут в достаточной степени исполнять возложенные на них функции регулирования аудиторской деятельности. В первую очередь оказывать должную методическую помощь своим членам. Именно поэтому государство инициировало изменения в закон об аудиторской деятельности, связанные с увеличением численности членов СРО аудиторов.
Укреплять финансово-материальную базу объединений, конечно же, следует. Однако сами аудиторы не раз ссылались на необоснованность и непрозрачность выбора утвержденных показателей численности СРО. Кроме того, этот критерий никак не коррелирует с Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования, одобренной Правительством РФ 30 декабря 2015 г. В ней, в частности, установлено главенство базового закона о саморегулируемых организациях над отраслевыми законами. А значит, при регулировании аудиторской деятельности после внесения соответствующих изменений в базовый закон мы должны будем использовать его критерии как базовые.
В процессе обсуждения инициативы по изменению данного критерия для СРО аудиторов предлагалось использование относительного показателя — 26% от общей численности аудиторов и аудиторских компаний, внесенных в контрольный экземпляр реестра. По этому пути пошли СРО в сфере финансового рынка. Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» только объединение с числом членов, равным 26% от общего количества выданных Банком России лицензий, может получить статус саморегулируемой организации.
Очевидно, что самое главное — это не допустить монополизма одной СРО аудиторов. Между тем на рынке аудиторских услуг есть и другие риски.
Инициативы, сокращающие рынок, опасны
В последнее время увеличилось число законодательных инициатив, нацеленных на ужесточение требований к аудиторам.
Например, существует законопроект Росфиннадзора, которым предлагается ввести дополнительные требования к компаниям, осуществляющим аудиторские проверки общественно значимых хозяйствующих субъектов. Они должны будут иметь как минимум десять аудиторов с единым аттестатом. Если 3400 действующих аудиторов с единым аттестатом распределить по десять аудиторов (минус большая четверка, в которой 50 и 60 с единым аттестатом), то есть риск, что на рынке останется от силы 250 компаний.
Есть и другие инициативы, влияющие на сокращение аудиторского рынка. Недавно в Госдуму был внесен законопроект № 886817-6, предусматривающий отмену обязательного аудита для предприятий с выручкой до 800 млн руб. в год. Аргументируется это поддержкой малого бизнеса, снятием с него дополнительных затрат. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 относит предприятия с выручкой до 800 млн руб. в год к малым. Однако, по мнению большинства представителей профессионального сообщества аудиторов, просто переносить данный критерий в плоскость закона об аудиторской деятельности нельзя. Ведь ежемесячная выручка 70 млн руб. — это немаленькая сумма. В случае принятия данного законопроекта количество компаний, подпадающих под требования по проведению обязательного аудита, сократится. В то же время законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность компаний за непрохождение обязательного аудита. Раньше за данное правонарушение взимался штраф в размере 5000 руб., но сейчас ни в Кодексе об административных правонарушениях, ни в законе о бухгалтерском учете практически никакой ответственности за него не предусмотрено.
О сокращении числа аудиторов и аудиторских организаций красноречиво свидетельствуют цифры: в 2010 г. на российском рынке существовали 5191 аудиторская организация и 26 325 индивидуальных аудиторов, сегодня их уже 4443 аудиторских организации и 21 570 индивидуальных аудиторов.
Помимо этого, ежегодно спрос на аудиторские услуги падает на 10% — это уже сложившейся тренд по данным, опубликованным на сайте Министерства экономического развития РФ. Как говорится, судите сами, сколько СРО аудиторов останется в 2017 г.