С 27 марта 2016 г. вступают в силу новые Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Теперь в ряде случаев сроки доставки увеличатся с одних суток до трех.
Минюст России зарегистрировал приказ Минтранса России от 07.08.2015 № 245 «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом» (14.03.2016 № 41393). Новые Правила определяют порядок исчисления сроков доставки грузов, в том числе порожних контейнеров, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом. Применяться они начнут уже 27 марта 2016 г. При этом с этой же даты утратят свою силу прежние Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 27.
В новых Правилах решен вопрос с перевозкой грузов и порожних вагонов в прямом железнодорожном сообщении из Калининградской области в Россию и обратно, а также из Республики Крым и обратно. При таких перевозках сроки нужно будет исчислять, руководствуясь международными договорами. Исключением станет только доставка грузов и порожних вагонов, перевозимых в железнодорожно-паромном сообщении. До появления этой поправки было неясно, как считать срок доставки грузов, поскольку фактически груз шел из России в Россию, но при этом пересекал границы других государств (из Калининградской области вагоны идут через Белоруссию и Литву, а из Республики Крым — через Украину).
Помимо того, в новых Правилах пересмотрены сроки доставки в некоторых случаях.
Так, сроки доставки увеличиваются на все время нахождения порожних вагонов, контейнеров на промывке, пропарке или ветеринарно-санитарной обработке, если вагоны специально были направлены туда и следуют через эту железнодорожную станцию на железнодорожную станцию назначения по одной накладной и при этом эти действия производятся на пунктах, не принадлежащих перевозчику. Таким образом, перевозчик не будет отвечать за задержку, которая произошла по причине простоя на объектах промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, которые ему не принадлежат.
На двое суток увеличивается срок на передачу грузов, перевозимых на транспортерах, имеющих 12 и более осей, а также грузов, имеющих 1—5 степени негабаритности (включительно), с одной инфраструктуры на другую. Дополнительно на одни сутки может легально задержаться груз при переадресовке груза и порожних вагонов, а также при перевозке порожних вагонов назначением на железнодорожные станции Кузбасского региона (железнодорожного узла).
В прежней редакции Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом такой срок задержки был предусмотрен только при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы. Таким образом, теперь к этим двум узлам добавлен еще и Кузбасский железнодорожный узел.
Кроме того, в новых Правилах уточнены положения, касающиеся случая, когда перевозчик и грузоотправитель (отправитель порожних вагонов) указывают в договорах иные сроки доставки грузов (порожних вагонов). Для этого, как и раньше, должна быть сделана отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя». Но теперь четко установлено, как эта отметка должна выглядеть: «Договорной срок доставки. Договор от ____ дата ____».
Нормативные таблицы расстояний, которые вагон должен проходить в сутки, остались без изменений. Например, подвижной состав без сортировки в пути следования и при расстоянии до 199 км должен двигаться со скоростью 110 км в сутки, а при расстоянии свыше 7000 км — 420 км в сутки. Для мелких отправок и контейнерных грузов с сортировкой в пути следования нормы поменьше: при расстоянии до 599 км скорость должна быть 75 км в сутки, а от 7000 км — 300 км в сутки.