Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в I квартале нынешнего года подрос на 2 п.п. и составил 0%. Это позволило экономистам высказать осторожное предположение, что отрасль прошла самую низкую фазу кризиса. В ближайшие месяцы очень многое будет зависеть от динамики реальных доходов населения, которые определяют потребительский спрос.
Анализ деловой активности в различных сегментах розничной торговли, сделанный учеными ВШЭ на основе данных опроса Росстата, свидетельствует о сохранении слабого потребительского спроса со стороны населения. Особенно наглядно данный тренд проявился в секторе непродовольственных товаров, где индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) продолжил терять позиции и по итогам I квартала снизился до –1%. На этом фоне лучше выглядит рынок продовольственных изделий.
Вместе с тем большая часть опрошенных руководителей розничных компаний (55%) сообщила о неизменности ситуации с заказами на поставку товаров по сравнению с IV кварталом 2015 г., и только треть топ-менеджеров отметила их уменьшение. При этом большинство респондентов (53%) указали на «недостаточный платежеспособный спрос» как на основную проблему, мешающую развитию их бизнеса.
Предпринимательские оценки в январе — марте текущего года свидетельствовали о сокращении объемов продаж и в целом товарооборота. Снижение указанных показателей в I квартале констатировали 35 и 40% респондентов соответственно.
Оставалось сложным финансовое положение ретейлеров. Небольшое торможение спада прибыли слабо повлияло на сложившуюся ситуацию. Доля респондентов (38%), отмечавших уменьшение прибыли относительно предшествующего квартала, практически в два раза превосходила долю тех, кто констатировал ее рост (20%).
По итогам I квартала зафиксирован самый мощный (с 1998 г.) всплеск сокращений персонала. Треть руководителей сообщили об увеличении увольнений работников в своих компаниях по сравнению с IV кварталом прошлого года. Баланс оценки изменения численности занятых снизился с –13 до –19%. Подобного провала данного индикатора не наблюдалось даже в острый период кризиса 2009 г.
Розница увеличивает цены
В условиях масштабной девальвации рубля и ужесточения денежно-кредитной политики бизнесменам не удалось стабилизировать инфляционные процессы в отрасли и сохранить обозначившуюся в 2015 г. тенденцию сдерживания роста цен. В результате после годового затишья зафиксирован рост текущей и ожидаемой инфляции. О повышении цен реализации сообщили уже 55% респондентов против 49% в IV квартале. Баланс оценки изменения показателя возрос с 44 до 50%.
Основной вклад в текущую инфляцию внес продовольственный сегмент розницы: балансовое значение показателя здесь продолжило рост и увеличилось до +59%. Вслед за ним увеличивали цены продавцы непродовольственных товаров. Впервые с 2009 г. в данном секторе торговли зафиксирован достаточно резкий инфляционный скачок. Если в последнем квартале прошлого года рост цен констатировали 44% руководителей, то за первые месяцы 2016 г. их доля возросла до 55%. Балансовое значение показателя увеличилось сразу на 11 п.п. и составило +49%.
«Пока трудно определить, почему в январе — марте прервался антиинфляционный настрой предпринимателей, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований „Вышки“ Георгий Остапкович. — Или это попытка руководителей организаций розничной торговли за счет роста цен в период сокращения объемов товарооборота сохранить рентабельность своих предприятий в традиционно не самый удачный для торговли посленовогодний период, или, действительно, это начало, хотя и медленного, нового ценового ралли. Скорее всего, это первый сценарий, так как, объективно говоря, в настоящее время не просматривается убедительных макроэкономических причин для интенсификации роста цен на продовольственные и тем более непродовольственные товары. В любом случае, для более точных выводов необходимо дождаться хотя бы апрельских результатов».
А прогнозы предпринимателей относительно будущих цен пока не радуют. Уже 50% руководителей компаний заявили о готовящемся новом инфляционном витке во II квартале текущего года. Баланс ожиданий роста показателя «цена реализации» увеличился с +41 до +48%.
Ситуация не столь трагична
«Наблюдаемый период оказался особенно важен для анализа делового климата, прежде всего в силу того, что наступил момент массового проявления реакции рынка и респондентов на шоковые явления последних лет, оказывавших деструктивное влияние на торговый процесс, — отмечает Г. Остапкович. — Именно сейчас, после достижения максимальной концентрации негативной динамики по всем ключевым индикаторам торговли, можно получить „незашумленные“ и более объективные результаты происходящих в отрасли процессов».
Первые оценки развития розницы, полученные от российских ретейлеров в 2016 г., вполне адекватны депрессивному состоянию реального сектора экономики и потребительского рынка страны. Несмотря на некоторое ослабление отрицательной динамики основных показателей деятельности торговых предприятий, ситуация в отрасли остается напряженной.
«Вместе с тем динамика развития российской розницы не столь трагична, — делает вывод ученый. — Несмотря на то что за последние как минимум два года розничной торговле пришлось столкнуться с разнообразными конъюнктурными потрясениями, можно с большой долей надежды предположить, что отрасль, сделав небольшое восходящее движение, все-таки оттолкнулась от дна».