Тройственный туристический союз Китая, Монголии и России — международное партнерство «Великий чайный путь» — открывает перспективу межмуниципального экономического сотрудничества, предусмотренного ст. 8, 68 и 69 закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ), уже на международном уровне.
Возможности раскрытия потенциала муниципальных образований в сфере глобальной индустрии гостеприимства стали темой состоявшегося 17 марта в Москве экономического форума развития туристической инфраструктуры.
Франчайзинг протяженностью в десятки тысяч километров
Форум созвали учредители международного партнерства — Общество содействия китайской культуре (КНР), Организация мира и дружбы Монголии и Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС).
По словам президента РАМС, первого заместителя председателя комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Сергея Калашникова, новый туристический союз предоставляет всем его членам единый бренд «Великий чайный путь» и единый стандарт обслуживания. Более того, будет собственный «золотой стандарт» сервиса, лучший в мире.
По сути, получается франчайзинг, в котором нет франчайзера — стороны, передающей товарный знак и технологии, но все являются франчайзи — получателями и пользователями бренда и бизнес-модели. Такого еще не было в мировой практике туристической индустрии.
Членами туристического союза могут быть только территории. Именно они, по утверждению сенатора, могут дать продукт. Под продуктом имеются в виду отели, рестораны, туристические маршруты, здравницы, обслуживание. Первыми членами нового партнерства стали 40 провинций и городов Китая, шесть аймаков Монголии.
На экономическом форуме в Москве протоколы о вхождении в тройственный союз подписали представители четырех российских регионов — республик Бурятия и Крым, Брянской и Иркутской областей и двух муниципальных образований — городских округов Иркутск и Нижний Тагил (Свердловская область). Желание присоединиться к единой торговой марке и ее «золотому стандарту» выразили еще восемь российских территорий.
Старинный караванный путь проходил по 37 современным субъектам Российской Федерации. Но, как показывает пример Крыма, не обязательно быть вблизи торной дороги, чтобы стать франчайзи «Великого чайного пути». При современных средствах передвижения туристы, следующие по древнему маршруту, могут отклониться от него на неделю-другую для восстановительно-оздоровительных процедур.
По сообщению вице-президента Общества содействия китайской культуре Го Цзе, каждый год 109 млн китайских туристов выезжают за пределы Поднебесной. Из них 3,3 млн посещают Россию. Новый проект увеличит это число втрое.
Вице-директор Организации мира и дружбы Монголии Энхбат Сурэнжав считает, что международное партнерство «Великий чайный путь» открывает новый этап в мировом процессе глобализации и экономической интеграции.
Ассоциированными членами туристического союза могут быть авиакомпании и железные дороги, автоперевозчики и туристические объединения, рекламные агентства и производители продуктов питания, компании другой производственно-сервисной сферы, связанной с индустрией гостеприимства.
Франчайзинг, открытый для самых неожиданных проектов
Новое международное партнерство стремительно набирает ход. В феврале в китайском Яньшане (Аньшане) руководители общественных формирований КНР, Монголии и РФ заключили соглашение о взаимодействии. А уже в марте они провели в Москве первый экономический форум развития туристической инфраструктуры.
Сенатор С. Калашников считает, что реализация международного проекта станет «драйвером экономического роста и развития туристической инфраструктуры» на качественно новом уровне, поскольку каждая страна, каждый ее регион, каждое муниципальное образование получают возможность развиваться под общим брендом и внести в общее дело свою изюминку. Так, город Кунгур, ныне в составе Пермского края, с его знаменитыми пещерами может вспомнить, что был некогда российской столицей «Великого чайного пути».
«А как нам обойтись без знаменитой Кяхты!» — эмоционально напомнил руководитель РАМС.
Этот старинный русский город на границе с Монголией был крупным перевалочным пунктом, по современному определению — логистическим центром. Таможенный терминал в Кяхте имел такие размеры, что впоследствии с открытием железнодорожного сообщения в его помещениях разместилась трикотажная фабрика. В сотне километров от Кяхты в той же Республике Бурятия находится еще один значительный туристический объект — декабристский мемориал первым русским просветителям здесь. А в соседнем Забайкальском крае 185 лет назад ссыльные декабристы положили начало кооперативному движению в России, основав в городе Петровске-Забайкальском первое потребительское общество «Большая артель». Все его участники вносили паи, а по итогам хозяйственной деятельности, в том числе закупки товаров оптом, получали выплаты. Этот принцип остается неизменным в потребительской кооперации по сей день.
Следуя логике С. Калашникова, нельзя не упомянуть тюменский город Тобольск. Даже возводимое здесь, рядом с первой сибирской столицей, крупнейшее на континенте нефтехимическое производство может стать иллюстрацией глобального процесса урбанизации.
А чем не место для туристского паломничества Южный берег Байкала, где сохранилась старая колея Кругобайкальской железной дороги? Рядом с ржавыми рельсами притулился к горному склону неказистый деревянный домик, в котором русский писатель и мыслитель современности Валентин Распутин создавал пронзительные творения о наступлении человека на природу.
Достопримечательных мест и целебных источников вдоль старинного караванного пути в России достаточно. Нет недостатка и в идеях современного гостеприимства, которые способны сами стать франшизой внутри общего франчайзинга. К примеру, в московском Мастерславле для старших дошколят и младшеклассников работают 77 цехов-мастерских, дающих шанс прикоснуться руками и всем телом к почти 150 профессиям. Здесь можно посидеть за рулем автомобиля и пультом электровоза, почувствовать себя врачом в стоматологическом кабинете или бизнесменом с пачкой пластиковых карт, денежных банкнот и прочих платежных атрибутов. А можно облачиться в костюм огнеборца и потушить «пожар».
Туриндустрия не стоит на месте. Уже гондольеры итальянской Венеции впервые за много веков открывают доступные маршруты для людей с ограниченными физическими возможностями. Это тоже показательный опыт для российских муниципалитетов, стремящихся войти в международное партнерство «Великий чайный путь».
Главное — не опоздать на отходящий поезд
На экономическом форуме отмечено, что реализация глобального и амбициозного проекта повлечет создание концернов и холдингов и бурное развитие малого и среднего предпринимательства. Будут востребованы:
-
формы деятельности на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
-
долговое, венчурное и грантовое финансирование локальных проектов;
-
корпоративные и бюджетные инвестиции;
-
новые управленческие решения во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления;
-
инновационные направления межмуниципального сотрудничества.
Главное — не отстать от состава, отправляющегося в увлекательное путешествие в пространстве и времени. Уже в этом году, по информации господина Го Цзе, будет снаряжен автокараван, который преодолеет более 13 000 км по территории трех стран-партнеров — Китая, Монголии и России. Во второй половине года в китайской провинции Шаньси пройдет саммит мэров городов-партнеров. Ожидается также созыв первого съезда тройственного туристического союза, на котором будут обсуждаться, в частности, поступившие инициативные предложения, идеи, инновационные решения. Международное партнерство «Великий чайный путь» начинает набирать ход.