На долю внутреннего водного транспорта в РФ приходится менее 1,5% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии — 11%, Нидерландах — 34%, Франции — 10% грузооборота. Об этом говорится в Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 г., которую утвердило Правительство РФ. По мнению Минтранса, за последние 25 лет конкурентные позиции водного транспорта в стране снижались из-за наличия лимитирующих участков и ухудшения качественных параметров внутренних водных путей.
В регионах РФ, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90% валового внутреннего продукта и проживает 80% населения страны. В то же время на долю внутреннего водного транспорта в РФ приходится менее 1,5% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии — 11%, Нидерландах — 34%, Франции — 10% грузооборота при устойчивой тенденции роста речных перевозок, прежде всего грузов в контейнерах. При этом соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог составляет в европейской части России 1:1:8, в Германии — 1:6:92, во Франции — 1:6:190 и в Нидерландах — 1:0,5:23.
Максимальный объем речных перевозок был достигнут в конце 80-х годов ХХ века, в 1989 г. он составлял более 580 млн т. Позиции внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за 25 лет (1989—2014 гг.) существенно ослабли. Так, объем перевозок грузов уменьшился в 4,6 раза. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за четверть века снизился в восемь раз — с 103 до 12,7 млн человек.
В стратегии подчеркивается, что развитие речных перевозок — важный фактор снижения совокупной экологической нагрузки транспортной отрасли. Удельные показатели по выбросам углекислого газа на внутреннем водном транспорте составляют лишь 5% выбросов на автомобильном и 20% на железнодорожном транспорте, а уровень аварийности (в денежной оценке) ниже соответственно в 14 и 2 раза. Стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта также являются низкая себестоимость перевозок массовых грузов, возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, высокий уровень энергоэффективности, низкие издержки на развитие и содержание инфраструктуры пути, возможность экономии затрат на складирование грузов.
Так, удельный расход топлива при эксплуатации транспортных средств на внутреннем водном транспорте составляет соответственно 25 и 53% уровня этого показателя на автомобильном и железнодорожном транспорте. Соотношение удельных расходов бюджета (в руб./км) на содержание и развитие инфраструктуры внутренних водных путей и автомобильных дорог в среднем за последние шесть лет составляет по текущим затратам 1:30, по капитальным — 1:12.
Первый этап реализации утвержденной стратегии (до 2020 г.) связан с активным продвижением внутреннего водного транспорта и формированием базовых условий для наращивания грузовой базы. В этот период чиновники намерены сосредоточиться на устранении ряда участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ, и развитии портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения. Вместе с тем в планах увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, реконструкция судоходных гидротехнических сооружений и пассажирских вокзалов, а также улучшение качества обслуживания пассажиров и строительство грузового и пассажирского флота.
Первый этап будет ознаменован завершением крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе вводом в эксплуатацию Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге в 2020 г., строительством Багаевского низконапорного гидроузла на Дону. На втором этапе (2021—2030 гг.) авторы стратегии ожидают динамичного развития речных перевозок, в том числе в контейнерах.
В 2013—2015 гг. на развитие внутреннего водного транспорта из федерального бюджета было выделено 29 млрд руб. В 2016—2018 гг. планируется выделить 70 млрд руб., в 2019—2020 гг. — 76 млрд руб. Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление господдержки будет осуществляться в форме софинансирования и субсидирования. Общий объем финансовых ресурсов (в ценах соответствующих лет) с учетом налога на добавленную стоимость составляет 1944—2257 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 738—739 млрд руб., бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — 53—68 млрд руб., внебюджетных источников — 1153—1450 млрд руб.
Прогноз развития водного транспорта на период до 2030 г.
|
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2018 |
2020 |
2024 |
2030 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перевозки грузов (млн т) |
102,4 |
142 |
137,3 |
124,8 |
124,8 |
147,5 |
172,6 |
199,5 |
242,2 |
Грузооборот (млрд т-км) |
54 |
63,4 |
81,4 |
74,4 |
74,4 |
76,7 |
82,4 |
95,7 |
116,9 |
Перевозки пассажиров (млн человек) |
16 |
13,5 |
13,2 |
12,7 |
13,6 |
14,9 |
15,1 |
15,7 |
16,6 |
Пассажирооборот (млрд пасс. км) |
0,77 |
0,63 |
0,61 |
0,54 |
0,59 |
0,72 |
0,73 |
0,76 |
0,8 |
Источник: Росморречфлот |