Аналитический центр при Правительстве РФ провел анализ сегмента такси на рынке городского общественного транспорта. Согласно исследованию, представленному на экспертном обсуждении «Роль информационных сервисов в развитии таксомоторной отрасли и самозанятости населения в сфере такси», за пять лет объем рынка такси в России вырос на 85%, а количество автомобилей в индустрии увеличилось на 20%.
По мнению экспертов, активный рост таксомоторной отрасли во многом стал возможен благодаря либеральному подходу к регулированию сегмента такси. Субъекты не ограничивали количество выдаваемых разрешений и не вводили мер по регулированию тарифов, что способствовало росту конкуренции, рыночному формированию цен и развитию малых форм предпринимательства. В частности, за последние пять лет число юридических лиц, оказывающих услуги такси, выросло более чем в два раза. «Среднегодовое количество такси в России сегодня составляет порядка 338 000 легально работающих таксомоторов, генерирующих 441 млрд руб. выручки и 26,4 млрд руб. потенциальных налоговых поступлений в год», — сообщила заместитель руководителя Аналитического Центра Светлана Ганеева.
Несмотря на постепенную легализацию отрасли, проблема теневой стороны бизнеса до сих пор актуальна. Доля нелегальных таксистов на российском рынке составляет не менее 26%, а в некоторых регионах достигает 50—60% рынка. Исследование Аналитического центра показывает, что объем теневой выручки может составлять от 116 млрд руб. ежегодно, и это означает порядка 7 млрд руб. не выплаченных в бюджет налогов. «В настоящее время неофициальное такси в первую очередь представлено „мерцающими“ работниками, для которых работа в такси не является ключевой, или же они занимаются ей дополнительно к основной̆ занятости. Также необходимо учитывать и значительный процент „серого рынка“ — таксистов с разрешениями, не выплачивающих налоги и скрывающих прибыль», — прокомментировал ведущий советник Управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра Николай Севастьянов.
Однако, по мнению ряда экспертов, такая деятельность не должна жестко регулироваться государством. Против государственного регулирования тарифов и квотирования выступает Федеральная антимонопольная служба. «Это ограничит конкуренцию», — отметил заместитель начальника Управления регулирования транспорта ФАС России Алексей Горлинский.
В числе основных факторов качественных изменений рынка эксперты отметили появление агрегаторов такси. Переход на внешние онлайн-сервисы изменил механизм распределения заказов, повысив его эффективность за счет доступа ко всем свободным автомобилям. Благодаря оптимизации внутренних затрат на кол-центры и диспетчеризацию, сокращению времени простоя и затрат на бензин себестоимость поездки снизилась.
«Появление большого количества мелких и средних компаний и частных таксистов ИП сформировало спрос на появление независимых диспетчерских служб, или агрегаторов, которые позволили еще активнее развиваться некрупным игрокам, Так, сегодня сегмент такси является отраслью, обеспечивающей рабочие места для начинающих предпринимателей и самозанятых граждан, — сказал Н. Севастьянов. Он подчеркнул, что для начала деятельности в такси не требуется оборотный капитал, машину для осуществления услуг можно арендовать посуточно, а привлечение клиентов стало стандартизованным сервисом, который может приобрести каждый водитель такси.
«Для того чтобы упростить вход в правовое поле для экономически активного населения, в частности, для водителей такси, была разработана новая категория самозянятых граждан. Если человек хочет официально заниматься таксомоторной деятельностью, он регистрируется как самозанятый и получает свидетельство, в стоимость которого уже включены все платежи», — считает Виктор Ермаков, омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства. По его словам, такая мера значительно снижает бюрократическую нагрузку на таксиста, который часто не вполне разбирается в тонкостях законодательства и налогообложения, в целом снижает налоговое бремя и дает стимул для легализациии рынка.
Большинство экспертов склоняются к тому, что в недалеком будущем таксомоторная отрасль преобразуется в свободный рынок независимых водителей. Дело в том, что агрегаторы способствуют децентрализации и диверсификации рынка и включают в отрасль большое количество независимых акторов.