Закон о стратегическом планировании (от 28.06.2014 № 172-ФЗ) позволяет городам и сельским районам работать без стратегии социально-экономического развития территорий. А такие муниципальные образования, как городские и сельские поселения, в нем вообще не упоминаются.
Законодательная добровольность не есть отказ от долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Такой вывод прозвучал на форуме «Социально-экономическое развитие субъектов РФ и муниципальных образований», состоявшемся в Москве во второй половине марта.
Стратегии регионов и муниципалитетов должны быть прозрачными
По заключению заведующего кафедрой РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н. Владимира Климанова, сделавшего доклад «Методология разработки документов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях», у российских территорий нет государственных тайн. Значит, стратегии развития регионов и муниципалитетов могут и должны быть прозрачными. Ученый привел примеры муниципальной стратегии города Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), региональные разработки Татарстана, Томской и Ульяновской областей.
Выходит, власти на местах учли замечания научно-экспертного сообщества. Год назад на «Абалкинских чтениях» в РЭУ имени Г.В. Плеханова (май 2015 г.) отмечалось, что региональные и муниципальные стратегические разработки методологически и содержательно разнородны, имеют разный временной горизонт и рассчитаны скорее на внешний эффект, чем на рабочую программу действий и уж тем более на долгосрочную стратегию. Профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, д.э.н. Леонтий Бадалов указывал, что цели формирования экономического пространства не сводятся к «внутренней» проблематике, а вытекают из необходимости создания эффективной субфедеральной (региональной и муниципальной) экономической интеграции, основанной на взаимном интересе и равноправном партнерстве. По его мнению, основой регионального экономического пространства является самостоятельность товаропроизводителей, которые не подчиняются ни региональным, ни местным административным структурам, а руководствуются законами и общими правилами рыночных отношений в масштабах страны.
На мартовском форуме, организованном компаниями «Кейсистемс» и «Р.О.С.Т.У.», была представлена практика администраций Республики Алтай, Тверской, Томской и Ярославской областей. Заместитель председателя комитета стратегического планирования и программно-целевого управления департамента экономики из Томской области Ольга Гришина сообщила, что в регионе актуализирована Стратегия социально-экономического развития до 2030 г., готовятся стратегии всех муниципальных образований. Для большей эффективности взаимодействия властных органов и бизнес-структур она предложила на федеральном уровне:
-
увязать федеральные и региональные стратегические документы;
-
определить статус разных программ, в частности государственных, федеральных целевых, инвестиционных, приоритетных и т.д.;
-
проработать механизмы контроля, в том числе общественного;
-
продумать механизмы работы с государственными корпорациями и компаниями с госучастием.
В стратегии Тверской области, по информации заместителя министра промышленности и информационных технологий Дмитрия Танкова, основное внимание уделено кластерной политике и программам промышленного импортозамещения. По числу проектов по импортозамещению регион стал абсолютным лидером в стране, представив в федеральное правительство 222 разработки хозяйствующих субъектов и территорий. Так, в создаваемый на территории Тверской и Московской областей кластер метровагоностроения вошли десять промышленных предприятий и четыре инфраструктурных организации, в том числе научная организация «Тверской институт вагоностроения» и Мытищинский колледж. Предусматривается организация производства отечественного тягового асинхронного привода и дверных систем, а также тормозной системы вагона по новым технологиям. Стоимость всех проектов оценивается в 1,3 млрд руб.
Вместе с тверчанами топ-3 регионов по программам импортозамещения в промышленности составляют Удмуртская Республика (150 проектов) и Свердловская область (126).
Реализация стратегий предполагает применение проектного управления
Выполнение множества разнообразных планов и программ, направленных в том числе на повышение инвестиционной привлекательности территорий, поддержку малого и среднего предпринимательства, невозможно без внедрения в органах государственной власти и местного самоуправления проектного управления, заявил заместитель начальника управления государственной службы и кадровой политики Ярославской области Владимир Алевров. Он убежден, что такая система публичного менеджмента обязательно привьется во всех властных структурах, как это делается в Пермском крае и Белгородской области. «На Белгородчине проектное управление применяется во всех муниципалитетах, мы внедряем пока только в городах Ярославле и Рыбинске», — сказал чиновник. Тем не менее в Ярославской области решили добиться на 100%:
-
охвата государственных и муниципальных служащих знаниями и навыками современной модели управления деятельности;
-
организации мероприятий развития в соответствии с принципами проектного управления для экономии средств и повышения успешности управленческих решений.
В этом ярославским чиновникам помогает автоматизация проектной деятельности. Так, по информации заместителя начальника отдела методологии компании «Р.О.С.Т.У.» Дарьи Гороховой, широкий функционал и гибкие возможности настройки автоматизированных систем по проектному управлению, а также дружелюбный интерфейс, ориентированный на пользователя, позволяют руководителю местной администрации:
-
планировать проектную деятельность органа местного самоуправления;
-
оперативно принимать управленческие решения и доводить их до исполнителей;
-
осуществлять в режиме реального времени контроль над реализацией проектов, программ, мероприятий;
-
своевременно выявлять возникающие риски и устранять их возможные последствия.
Эффективность работы исполнителя достигается за счет:
-
экономии времени проектных офисов и руководителей проектов;
-
единого информационного пространства и базы данных;
-
оперативной работы с документами.
Говоря проще, компьютер на столе руководителя и исполнителя, загруженный соответствующим программным продуктом, становится незаменимым помощником, способным напомнить, когда, что и как делать. К примеру, не упустить общение как с коллегами, так и с партнерами — инвесторами, предпринимателями.
Инструменты автоматизации помогают также в сложном процессе стратегического планирования. По утверждению начальника отдела методологии этой же компании Баи Очировой, программные продукты позволяют прямо на рабочем месте осуществлять:
-
прогнозирование социально-экономического развития региона или муниципалитета по различным сценариям на базе методов эконометрического моделирования;
-
постановку целей (задач) развития территории с учетом данных ретроспективного анализа и потенциала территории;
-
мониторинг и оценку эффективности реализации документов стратегического планирования.
О лучших муниципальных практиках рассказала на форуме эксперт Администрации Президента РФ, к.э.н. Светлана Гиляровская.
Участники форума, приехавшие в Москву, получили доступ к информационному сервису «Эксперт», с помощью которого могут теперь получать экспертное мнение по любым вопросам государственного и муниципального управления. Организаторам форума и их партнерам они посоветовали продолжить понравившийся им формат обсуждения местных практик и федеральных разработок.
К сведению
По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
ИСТОЧНИК: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ст. 39, п. 2