Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с изменениями в правила приобретения крупных пакетов акций акционерных обществ. Авторы документа предлагают, в частности, пересмотреть понятие аффилированности и статус связанных лиц, правила и случаи направления обязательного предложения о выкупе акций, а также круг владельцев ценных бумаг, которым должны направляться обязательные предложения — к ним планируют отнести и владельцев неголосующих привилегированных акций.
Правительственный законопроект № 1036047-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)», внесенный на рассмотрение в Госдуму 5 апреля, содержит масштабные поправки в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), от 22.04.96 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Общая цель предложенных изменений — обеспечить защиту прав и интересов миноритарных акционеров в ходе сделок по приобретению крупных пакетов акций публичных акционерных обществ (поглощений). Предполагается, что изменения в законодательство вступят в силу уже с 1 июля 2016 г.
Законопроект содержит довольно много поправок в действующее законодательство, потому в настоящем материале будут затронуты лишь некоторые из них.
Владельцы привилегированных акций тоже должны получать предложение о покупке
Закон об АО предусматривает обязанность лица, которое намерено приобрести более 30% обыкновенных или привилегированных акций публичного акционерного общества, предоставляющих право голоса на общем собрании акционеров (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (п. 1 ст. 84.2 Закона об АО). По мнению разработчиков законопроекта, круг миноритариев, которым следует направить обязательное предложение о выкупе, необоснованно сужен до владельцев голосующих акций. В то время как именно владельцы непривилегированных акций, не предоставляющих права голоса, нуждаются в защите их интересов при поглощениях — появление лица, обладающего высоким уровнем корпоративного контроля, в высшей степени сказывается на положении таких акционеров, включая владельцев привилегированных акций без определенного в уставе размера дивиденда. Ведь такие лица, не обладая даже минимальными правами, связанными с участием в управлении публичным акционерным обществом, в то же время принимают на себя те же риски, что и владельцы голосующих акций, хотя обязательное предложение о выкупе они не получают.
В связи с этим законопроектом предлагается распространить правила приобретения крупных пакетов акций ПАО также и на акционеров — владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества и на владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в неголосующие привилегированные акции публичного акционерного общества.
Еще одна из мер, «сдерживающих» новых крупных мажоритарных акцинеров от злоупотреблений — это ограничение количества акций, которыми такие лица могут голосовать до момента направления ими обязательного предложения (п. 6, 7 ст. 84.2 Закона об АО). В настоящее время лицо, которое намерено приобрести более 30, 50 или 75% акций, до направления обязательного предложения владельцам акций соответствующего типа и категории может голосовать на общем собрании акционеров только количеством акций, не превышающим 30, 50 или 75% соответственно. По мнению разработчиков законопроекта, такое ограничение на самом деле неэффективно, поскольку, приобретая контрольный пакет акций, новый мажоритарный акционер в любом случае получает высокий уровень корпоративного контроля, голосуя только 50 или 75% акций. Более того, такая ситуация не мотивирует его соблюдать обязанность по направлению обязательного предложения, потому что часто не ограничивает его в принятии решений. Поэтому законопроект содержит новое правило: лицо, которое намерено приобрести крупный пакет акций, не может обладать более чем тремя седьмыми от общего числа голосов, которыми обладают иные лица, и не до момента направления обязательного предложения о выкупе, а до момента направления в Банк России отчета об итогах принятия обязательного предложения (п. 11 ст. 84.2 Закона об АО в ред. законопроекта).
Аффилированные лица не всегда имеют общий экономический интерес
При определении «порогового» количества акций, которое намерено приобрести лицо (более 30, 50 или 75%) учитываются не только акции, принадлежащие этому лицу, но и акции, принадлежащие его аффилированным лицам.
Понятие аффилированности в Законе об АО отсутствует, оно содержится в ст. 4 Закона РСФСР от 02.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который понимает под аффилированными лицами граждан и организации, способные оказывать влияние на деятельность юридических (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В этой же статье определен круг аффилированных лиц и для компаний, и для граждан.
По мнению разработчиков законопроекта, нынешнее определение аффилированных лиц не отражает отношения связанности. Например, к числу аффилированных лиц компании относится компания, обладающая более 20% голосов, приходящихся на акции, доли в уставном капитале и т.д. В то же время такие компании являются самостоятельными субъектами, могут иметь различные экономические интересы, и, более того, компания может иметь и иных аффилированных лиц, обладающих более 20% голосов и имеющих возможность влиять на принимаемые ею решения.
Законопроектом предлагается ввести в Закон об АО понятие контролирующих и подконтрольных лиц, которое установлено в Федеральном законе от 22.04.96 № 39-Ф3. Таким образом, к лицам, фактически образующим одну группу, будут относиться как аффилированные лица, так и лица, осуществляющие косвенный контроль («контролирующие лица») и «подконтрольные лица (подконтрольные организации»). На таких лиц будут распространяться требования об обязательном предложении о выкупе акций независимо от того, по какому правовому основанию у данного лица появилась возможность распоряжаться голосами, приходящимися на акции общества. При отсутствии такого требования косвенное или совместное распоряжение голосами (без приобретения акций) становится экономически более выгодным, поскольку не обязывает обладающих корпоративных контролем лиц осуществлять выкуп принадлежащих миноритариям акций.