Как показывает практика, у бухгалтеров много вопросов вызывает порядок применения льготы по НДС при реализации лома и отходов цветных и черных металлов. Кто может воспользоваться данной льготой? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашей статье.
Порядок применения льготы
Подпункт 25 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от обложения НДС операции по реализации лома и отходов цветных и черных металлов на территории РФ. Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ использовать освобождение по операциям, перечисленным в ст. 149 НК РФ, могут налогоплательщики при наличии у них лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. То есть если для осуществления деятельности необходима лицензия, то без ее наличия льготой нельзя воспользоваться. Если же деятельность организации не предполагает наличия лицензии, то льгота применяется и при ее отсутствии.
Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов подлежит лицензированию (подп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). При этом в Положении о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 (далее — Положение о лицензировании), сказано, что оно не применяется в случае реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Получается, что при реализации лома черных и цветных металлов, который образовался в процессе собственного производства, льготу по НДС можно использовать и без лицензии. Это подтверждают специалисты Минфина России и налоговые органы (письма Минфина России от 02.09.2015 № 03-07-07/50555, от 10.06.2013 № 03-07-07/21567, ФНС России от 03.06.2014 № ГД‑4-3/10512@). Суды также поддерживают данную позицию и отклоняют довод налоговых органов о неправомерности применения льготы компаниями, не имеющими лицензий, поскольку деятельность компаний такого лицензирования не требовала (см., например, решение АС Московской области от 23.07.2013 по делу № А41-6141/11).
С лицензией или без?
Итак, правомерность применения льготы зависит от наличия или отсутствия обязанности получения соответствующей лицензии. Давайте посмотрим, какая деятельность требует получения лицензии.
Как мы уже сказали, лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. О том, что следует понимать под заготовкой, хранением, переработкой и реализацией металлолома, говорится в Положении о лицензировании. Так, заготовка — это приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации. Хранение подразумевает содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации. Переработка представляет собой процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов. А реализацией является отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Как видите, определения даны достаточно четко. Но применять их нужно с учетом Правил обращения с ломом и отходами цветных (черных) металлов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369. Из системного толкования этих норм, а также с учетом арбитражной практики можно выделить ряд признаков, которым должна соответствовать деятельность организации для признания такой деятельности лицензируемой.
Первый: компания должна осуществлять профессиональную предпринимательскую деятельность по приему и поступлению металлолома с соблюдением специально установленного порядка и формы. Это означает, что прием лома цветных (черных) металлов должен происходить на специализированном объекте, в котором должна быть размещена определенная информация (решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2014 № А56-73152/2013). Необходимо письменное заявление лица, сдающего лом и отходы. На каждую партию лома и отходов должен составляться приемо-сдаточный акт по установленной форме с обеспечением в установленном порядке проведения радиационного контроля лома и т.д.
Второй: прием лома должен осуществляться от неограниченного количества лиц, условия приема и цены на лом являются установленными на объекте приема лома и обязательными и равными для всех лиц, желающих сдать лом на таком объекте. Такие отношения квалифицируются гражданским законодательством как публичная оферта (ст. 437 ГК РФ).
Третий: прием лома и отходов должен происходить с определенной целью по дальнейшей обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению таких отходов. При этом, исходя из анализа Правил, в момент приема лома организация должна уже знать о том, что в дальнейшем будет перерабатывать и реализовывать данный лом.
Четвертый: деятельность по заготовке металлолома должна быть основной деятельностью компании. Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.06.2006 № 896/06 выразил мнение, согласно которому требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов распространяется на юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. За Высшим арбитражным судом такое мнение стали выражать и окружные суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу № А40-69684/15, от 17.03.2011 по делу № А40-132143/10).
Соответственно, если деятельность компании не удовлетворяет вышеназванным признакам, лицензию получать не нужно.
Есть проблемы
Как показывает практика, налоговые органы на местах зачастую самостоятельно, без анализа действующих норм законодательства решают, должна ли у компании, реализующей металлолом, в обязательном порядке быть на руках лицензия. Но на это у них нет полномочий.
Согласно Положению о лицензировании компетенцией по контролю за соблюдением лицензионных требований обладают только специально уполномоченные лицензирующие органы. К примеру, на территории Москвы таким органом является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Поэтому если налоговый орган не обратился с соответствующим запросом в компетентные органы, то сделанные налоговиками выводы нельзя назвать правомерными. Такой подход поддерживают суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу № А40-69684/15, от 17.03.2011 по делу № А40-132143/10).
Проблема с применением льготы по подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ возникает у компаний, которые заняты в сфере обрабатывающего производства и, кроме того, осуществляют ремонт оборудования, автомобилей, железнодорожного подвижного состава и т.п. На практике встречаются случаи, когда налоговые органы для применения льготы требуют у таких организаций лицензию. И если ее нет, то производят доначисление НДС.
Такой подход аргументируется следующим образом. Как мы уже сказали, Положение о лицензировании не распространяется на реализацию лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Проверяющие под понятием «собственное производство» понимают только непосредственное изготовление продукции из металла. Соответственно, другие виды деятельности, в результате осуществления которых образуется металлолом, не являются собственным производством. Поэтому при реализации лома и отходов цветных и черных металлов таким компаниям необходима лицензия.
На наш взгляд, такие выводы налоговиков неправомерны. В данной ситуации необходимо учитывать, что законодательство о лицензировании исходит из понятия лицензируемого вида деятельности. Причем в рассматриваемой ситуации заготовка, переработка и реализация лома и отходов черных и цветных металлов должны быть основным видом деятельности. Что касается ремонтных работ, то такая деятельность является собственным производством. Ведь металлолом образуется в результате осуществления ремонтных работ и без осуществления таких работ образоваться не мог, то есть такие организации не занимаются заготовкой лома.