Страхователям, переплачивающим страховые взносы, необходимо обратить внимание на новые формы документов для возврата или зачета этих сумм, принятые Пенсионным фондом РФ. Это формы актов совместной сверки расчетов по взносам, пеням и штрафам; заявлений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) взносов, пеней и штрафов; решений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов. Изучая нюансы новых форм документов, уместно вспомнить особенности процедур зачетов и возвратов переплат во внебюджетные фонды.
Новые формы утверждены постановлениями Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов» (далее — постановление ПФР № 511п) и № 512п «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение» (далее — постановление ПФР № 512п). Оба постановления зарегистрированы в Минюсте России 25.01.2016 за номерами 40739 и 40738 соответственно.
Новые формы для возврата и зачета излишне уплаченных взносов
Пенсионный фонд РФ изменил вид документов, применяемых для возврата излишне уплаченных страховых взносов.
С 8 февраля 2016 г. плательщики, имеющие переплату в ПФР или ФФОМС, пользуются следующими обновленными формами:
— акт совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (форма 21-ПФР);
— заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 22-ПФР);
— заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 23-ПФР);
— заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 24-ПФР).
Формы решений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов также утверждены в новых редакциях (форма 25-ПФР, форма 26-ПФР, форма 27-ПФР). Соответствующие формы утверждены постановлением № 511п. Одновременно были признаны утратившими силу формы документов, утвержденные приказами Минтруда России от 04.12.2013 № 712н и от 17.02.2015 № 95н1.
Возврат переплаченных сумм в пользу членов летных экипажей
Также обновились документы для возврата или зачета переплаченных сумм на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности. Вместо приказа Минтруда России от 21.11.2013 № 692н действует постановление правления ПФР от 22.12.2015 № 512п.
С февраля по-новому выглядят формы следующих документов:
— акт совместной сверки расчетов по взносам на дополнительное социальное обеспечение, пеням и штрафам (форма 21 дсо-ПФР);
— заявление о зачете сумм излишне уплаченных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 22 дсо-ПФР);
— заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 23 дсо-ПФР);
— заявление о возврате сумм излишне взысканных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 24 дсо-ПФР);
— решение о зачете сумм излишне уплаченных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 25 дсо-ПФР);
— решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 26 дсо-ПФР);
— решение о зачете сумм излишне взысканных взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 27 дсо-ПФР).
Обратите внимание!
Ознакомиться с новыми формами документов, применяемых при осуществлении ПФР зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, а также взносов на дополнительное социальное обеспечение, можно на официальном сайте ПФР в разделе «Страхователи».
Напомним, что формы документов, применяемых при осуществлении зачетов и возвратов переплат по фонду социального страхования, были обновлены в 2015 г. приказом ФСС России от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее — приказ ФСС России № 49). Последние по времени изменения внесены в этот документ 20 июля 2015 г.
Переплата: причины образования, виды зачета и другие вопросы
Переплата по страховым взносам может образоваться по разным причинам. Довольно часто это является следствием того, что в платежном поручении был указан неправильный КБК или неверно определена облагаемая база. В некоторых случаях суммы могут быть безосновательно взысканы с плательщика органом контроля.
В зависимости от причины, по которой у плательщика образовалась переплата, закон устанавливает две различные процедуры:
— зачет (возврат) излишне уплаченных сумм;
— возврат излишне взысканных сумм.
Зачету и возврату переплаты по страховым взносам в ПФР, ФСС России и ФФОМС посвящена ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).
Куда обращаться для зачета переплаты по страховым взносам?
Уплату трех видов страховых взносов контролируют два ведомства — ПФР и ФСС России (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).
В зависимости от того, по какому виду взносов произошла переплата, необходимо обращаться в территориальный орган того или иного ведомства (см. таблицу).
Таблица. Куда обращаться для зачета переплаты по страховым взносам
Вид страховых взносов |
Внебюджетный фонд |
---|---|
На обязательное пенсионное страхование в ПФР; на обязательное медицинское страхование в ФФОМС |
Территориальный орган ПФР по месту регистрации организации или предпринимателя |
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (взносы в ФСС) |
Территориальный орган ФСС России по месту регистрации организации или предпринимателя |
Для осуществления зачета переплаты по страховым взносам организация или ИП должны подать специальное заявление. Заявление должно быть подано по установленной форме. Несоблюдение формы заявления является основанием для вынесения решения об отказе в зачете (возврате).
Так, при обращении в Пенсионный фонд РФ необходимо использовать заявление по форме, утвержденной постановлением ПФР № 511п, при обращении в Фонд соцстраха — приказом ФСС России № 49.
Виды зачета переплаты
Порядок проведения зачета установлен в ст. 26 Закона № 212-ФЗ. В этой статье установлены следующие виды зачета переплаты:
— в счет будущих платежей;
— в счет погашения задолженности по страховым взносам, пеням или штрафам.
Применение каждого вида зависит от некоторых нюансов. В частности, от состояния расчетов с внебюджетными фондами по всем страховым взносам, а именно наличия задолженности по пеням и штрафам.
Зачет у одного администратора
Напомним, что раньше осуществить зачет можно было только в рамках одного внебюджетного фонда (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Это означало, что если у плательщика переплата в бюджет ПФР, то зачесть ее он сможет в счет предстоящих платежей по пенсионным взносам в бюджет ПФР или в счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ПФР. Зачесть переплату в счет погашения задолженности перед ФФОМС было нельзя.
С 1 января 2015 г. плательщики получили возможность учитывать переплаченные суммы страховых взносов между разными видами взносов, администрируемых одним фондом. Согласно Закону № 212-ФЗ излишне уплаченную сумму можно зачесть в счет предстоящих платежей либо использовать для погашения задолженности, пеней и штрафов.
Срок для подачи заявления
Организация (предприниматель) вправе подать в фонд заявление о зачете переплаты по страховым взносам в течение трех лет со дня внесения излишней суммы. Об этом сказано в ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ. Необходимо отталкиваться от даты, когда фактически были заплачены лишние взносы.
Механизм зачета переплаты
Обратите внимание, механизм зачета переплаты по взносам зависит от того, кто обнаружил переплату:
— сам плательщик;
— специалисты ПФР или ФСС России.
Страхователь может обнаружить переплату, проведя проверку данных бухгалтерского учета. Она отражается в виде конечного сальдо по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по соответствующему субсчету.
Компания может либо зачесть переплату в счет будущих платежей, либо пустить ее на погашение задолженности по страховым взносам. Определиться с тем, как лучше поступить, поможет сверка расчетов с соответствующим фондом (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Сверка даст объективную картину состояния расчетов.
Если плательщик не предложит провести сверку, а сразу напишет заявление о зачете страховых взносов, скорее всего, проведение сверки инициируют специалисты фонда (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), чтобы убедиться в обоснованности требований. Если сверка расчетов подтвердила наличие переплаты, специалисты фонда вправе самостоятельно (без заявления плательщика) осуществить зачет (ч. 6 и 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ) в счет:
— будущих платежей;
— погашения задолженности по страховым взносам, пеням или штрафам.
Вместе с тем плательщик может выбрать вид зачета и именно его указать в своем заявлении (ч. 6 и 10 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), не полагаясь на фонды. Это дает возможность самостоятельно контролировать процесс.
Если переплату обнаружат сотрудники ПФР или ФСС России, то в течение десяти рабочих дней они должны письменно известить об этом плательщика (ч. 3 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Если специалисты фонда планируют провести совместную сверку расчетов, они укажут это в извещении о переплате. После этого может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Ее результаты оформляют актом. Если компания сверяется с Пенсионным фондом, будет оформлен акт по форме 21-ПФР, если с соцстрахом — форма 21-ФСС РФ.
От даты подписания акта сверки зависит исчисление сроков зачета взносов.
Однако сверку могут и не проводить. Как правило, так поступают, если страхователь не имеет задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. В этом случае срок принятия решения о зачете исчисляют со дня обнаружения факта излишней уплаты (или со дня получения заявления о зачете взносов).
Осуществить зачет специалисты фонда могут самостоятельно (ч. 6 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). При этом если у компании есть задолженность по данному виду страховых взносов (например, числится переплата по взносам в ФФОМС, но есть недоимка по пеням в тот же фонд), сначала переплату направят в счет ее погашения (ч. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Оставшаяся сумма будет зачтена в счет предстоящих платежей. Однако, и в этом случае для подстраховки организация может написать соответствующее заявление.
Зачет переплаты по страховым взносам не отражают в бухгалтерском учете дополнительными проводками. Ее учитывают при последующей уплате страховых взносов.
Вне зависимости от того, кто обнаружил переплату, решение о ее зачете принимает руководитель территориального органа фонда либо его заместитель. Решение о зачете переплаты в счет будущих платежей должно быть принято в течение десяти рабочих дней со дня (ч. 6 ст. 4 и ч. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ):
— обнаружения факта излишней уплаты;
— получения заявления от страхователя о зачете переплаты;
— подписания акта сверки, если она проводилась.
Формы решений № 25-ПФР и 25-ФСС РФ (в зависимости от ведомства, осуществляющего зачет) утверждены соответственно постановлением Правления ПФР № 511 и приказом ФСС России № 49.
Решение о зачете переплаты в счет погашения задолженности по пеням или штрафам работники фондов принимают в такой же срок. Так сказано в ч. 9 и 10 ст. 26 Закона № 212-ФЗ.
О зачете либо об отказе в зачете сотрудники фондов должны сообщить плательщику в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения (ч. 6 ст. 4 и ч.16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Уведомление вручается представителю компании под расписку либо направляется по почте заказным письмом. В последнем случае будет считаться, что документ получен спустя шесть рабочих дней после отправки (ч. 16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Важно!
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится, если территориальный орган Пенсионного фонда учел сумму излишне уплаченных страховых взносов в составе сведений персонифицированного учета и эти сведения разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Возврат переплаты
Чтобы вернуть излишне уплаченные деньги на расчетный счет, плательщику необходимо подать заявление. Срок подачи заявления о возврате такой же, что и при зачете (три года).
Судебная практика
По общему правилу срок подачи заявления о возврате начинает исчисляться именно от даты уплаты взносов.
В то же время, еще в 2006 г. Высший арбитражный суд РФ, рассматривая дело по заявлению налогоплательщика по применению ст. 79 НК РФ, аналогично определяющей срок подачи заявления о возврате налога, сформулировал следующую правовую позицию. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06).
Именно с учетом данной правовой позиции рассматриваются судами заявления плательщиков при обжаловании решений об отказе в возврате из-за пропуска трехлетнего срока. Решаются такие дела в большинстве своем в пользу плательщиков.
Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 отмечено, что момент, когда плательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
В частности, суды должны рассмотреть и оценить причины, по которым плательщик допустил переплату, наличие у него возможности для правильного исчисления по данным первоначальной декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода. В ходе рассмотрения судебного дела могут быть установлены и другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
Например, если переплата за 2012 г. возникла после представления уточненного расчета за указанный период в 2014 г., трехгодичный срок необходимо исчислять не с даты фактической уплаты, а с даты возникновения и выявления переплаты (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2014 № Ф08-178/14, Московского округа от 28.01.2014 № Ф05-16441/13, Волго-Вятского округа от 22.01.2014 № Ф01-12909/13).
Если переплата выявлена по результатам выездной проверки, проведенной фондом, в этом случае суды также признают незаконным отказ в возврате излишне взысканной суммы в связи с пропуском трехлетнего срока с момента уплаты.
Например, Верховный суд РФ указал: удовлетворяя требования общества, суд должен исходить из того, что о факте излишней уплаты страховых взносов обществу стало известно при получении акта выездной налоговой проверки. Следовательно, трехлетний срок подлежит исчислению именно с этой даты, а не со дня фактической уплаты указанной суммы (Определение ВС РФ от 01.02.2016 № 310-КГ15-18672).
В некоторых случаях суды признают, что моментом, с которого плательщик узнал о наличии переплаты, является дата вступления в законную силу решения суда (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2014 по делу № А26-5861/201, Московского округа от 11.07.2014 № Ф05-7022/2014).
Рассматривая заявление о возврате излишне уплаченных сумм, как и в случае с зачетом, фонд обязательно проверит, есть ли задолженность по пеням и штрафам. Если да, переплату в первую очередь направят на погашение таких долгов. А вернут все, что останется.
Необходимо отметить, что на практике органы пенсионного фонда могут отказать в возврате переплаты по одному фонду (например, пенсионному) при наличии задолженности в другой фонд (ФФОМС). Такая ситуация стала предметом судебного разбирательства. Суды, признавая правоту плательщика, указали, что «для возврата плательщику излишне уплаченных сумм страховых взносов в конкретный фонд необходимо наличие излишне уплаченной суммы страховых взносов, отсутствие задолженности по пени, штрафам, причитающейся именно тому же фонду, наличие заявления плательщика страховых взносов о возврате согласно установленной форме и соблюдение срока его подачи. Наличие задолженности по страховым взносам, подлежащим уплате в ПФР, не свидетельствует об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку переплата образовалась по другому фонду» (постановление АС Уральского округа от 22.04.2015 № Ф09-2190/15).
Проведение сверки при рассмотрении фондом заявления о возврате также возможно, хотя она не является обязательной.
Принятие решения о возврате переплаты
Решение о возврате принимают в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления либо подписания акта сверки (если она была). По аналогии с зачетом, о принятом решении фонд должен сообщить в течение пяти рабочих дней.
Для возврата переплаты установлен жесткий срок. Он составляет один месяц с даты получения заявления (подписания акта сверки). Если деньги не будут возвращены в установленный законом срок, плательщику положены проценты. Их считают за каждый календарный день просрочки. Чтобы рассчитать проценты, надо умножить сумму переплаты на 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России. Это будут проценты за один день. Далее полученное число умножают на количество дней просрочки. Проценты исчисляются и уплачиваются по день фактического возврата денежных средств плательщику. С этой целью казначейство, фактически зачисляющее деньги на счет плательщика, должно уведомить фонд о дате и сумме возврата. При необходимости фонд должен направить в Казначейство поручение на доплату недостающей суммы процентов. Сделать это специалисты фонда должны в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о возврате.
Возврат излишне взысканных сумм
Нельзя не упомянуть и про излишне взысканные взносы.
Как правило, излишне взысканные — это незаконно взысканные деньги плательщика. Поэтому в этом случае Закон № 212-ФЗ устанавливает принципиально другие правила. Незаконно взысканные суммы подлежат возврату. Причем за весь период нахождения денег в бюджете фонда плательщику положены проценты со дня взыскания по день фактического возврата.
Реализовывать свое право на возврат излишне взысканных сумм необходимо активно. Для возврата инициативу должен проявить плательщик взносов, представив в орган контроля письменное заявление по установленной форме. При этом в заявлении обязательно нужно указывать на свое право получить проценты.
Судебная практика в этих случаях, безусловно, на стороне плательщиков (см., например, определения ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19788, ВАС РФ от 13.02.2014 № ВАС-287/14). При этом при расчете процентов суды указывают, что за день зачисления денежных средств на счет плательщика последнему также положены проценты (постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13).
Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в территориальный орган внебюджетного фонда в течение месяца со дня, когда узнали об излишнем взыскании. Формы заявлений есть в постановлении ПФР № 511п.
В случае пропуска месячного срока вернуть излишне взысканные взносы удастся только через суд. Подать иск фирма может в течение трех лет. Причем в этом случае трехлетний срок исчисляется с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. Этот момент не всегда совпадает с днем фактической уплаты.
Принять решение о возврате фонд должен в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления.
1 См. приказ Минтруда России от 22.12.2015 № 1109н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».