Как свидетельствуют данные ГК «Автодор», в прошлом году загруженность дороги М-4 ощутимо выросла. Так, в часы пиковых нагрузок интенсивность движения по ней составляла до 4000 авто в час только в одном направлении. А всего за 2014—2015 гг. на некоторых направлениях этой дороги поток увеличился на 25%. Можно предположить, что из-за сложностей с туристическими потоками в Турцию и Египет вырастет популярность российских курортов, и трафик на М-4 — основной российской магистрали на юг вырастет еще больше. Корреспондент «ЭЖ» проехал по трассе, посмотрел, как она подготовлена к лету, и подготовил репортаж из автопробега Москва — Краснодар.
Автомагистраль находится в доверительном управлении ГК «Автодор». Компания заверяет, что уделяет повышенное внимание готовности дороги к летнему туристическому сезону. Автопробег должен был показать, что удалось сделать дорожникам.
О том, что на трассе пока есть проблемные участки, журналистам, принявшим участие в поездке, пришлось убедиться, как говорится, на собственной шкуре. Не везде проезд по дороге — плавное убаюкивающее движение. Кое-где на скорости машину ощутимо потряхивает, а полотно украшают свежие «заплатки». Успокаивает то, что, как правило, на таких участках (достаточно немногочисленных) идет ремонт, оперативно устраняются недостатки.
Большая часть дороги четырехполосная (по две полосы в каждом направлении). На данное время по трассе есть несколько сложных участков. На выезде из Москвы трасса в очень хорошем состоянии. Но перевалив за 100 км пути, водитель столкнется с ограничениями в скорости: на участке 130—200 км идет строительство надземных пешеходных переходов у остановок рейсовых автобусов.
Дорога и инфраструктура
На 43-м километре первая плановая остановка — многофункциональный комплекс в районе Домодедова. Комплекс «с иголочки». В наличии, помимо всех положенных по статусу удобств, кафе «Макдоналдс». По свидетельству работников комплекса, сюда часто заезжают не только транзитеры, но и жители окрестностей: заправиться, за покупками в магазин при заправке, поесть и так далее. Стоят также и фуры — дальнобойщики часто используют здешнюю стоянку в качестве отстойника перед Москвой с ее особым режимом для большегрузов.
В отличие от 43-го километра, где комплекс практически готов, на 56-м километре многофункциональная зона (МФЗ) еще только в планах. К уже функционирующим заправке и магазину с интегрированным в него кафе должны добавиться объекты для обслуживания и ремонта автомобилей. ЛУКОЙЛ — владелец заправки — по договоренности с ГК «Автодор» приобрел 1,5 га земли, где будут построены СТО, шиномонтаж, различные торговые точки. Кстати, кафе тут открыл известный бренд — «Кофе-Хаус», который планирует в содружестве с ЛУКОЙЛом развивать свою сеть в составе придорожного сервиса и уже присматривается к другим точкам, и не только по М-4. Сам «Автодор», согласно концепции развития придорожной инфраструктуры, уже отстроил на этой территории площадку отдыха, оборудованную туалетом и беседкой с навесом.
Участки дороги, проходящие по Тульской и Липецкой областям, проскакиваем быстро, если не считать, что водителю приходилось сбрасывать скорость при подъезде к шлюзам на пунктах взимания платы (ПВП). Но транспондер позволял не останавливаться совсем и все без исключения ПВП преодолевать без излишней волокиты.
Всего на М-4 уже семь платных участков, общая протяженность которых составляет около 400 км, а суммарная стоимость проезда — около 500 руб. И, к слову сказать, состояние дороги на платных участках все же заметно лучше, чем на бесплатных. Хотя и последние в весьма приличном состоянии. Тем, кто не хочет платить, — альтернативный проезд по сопутствующим дорогам. Все платные участки проектируются с условием возможности альтернативного проезда.
В Воронежской области идут дорожные работы. Здесь на участках 633—700 и 843—910 км еще живы отрезки старой дороги, где движение по одному ряду в каждом направлении. Дорожное полотно будет расширяться до четырех полос, чтобы «Дон» на всем своем протяжении соответствовал категории 1Б. Согласно принятой в России классификации 1Б — это скоростная автомобильная дорога. И кстати, с мая будет увеличена предельно допустимая скорость для легковых автомобилей на участке М-4 на обходе г. Воронежа, на участке 492—517 км. Скоростной режим изменится с 90 до 110 км/час.
«Байк-Отель» и лимузин Михаила Горбачева
Несмотря на то что Москва — это наше все, на М-4 уровень придорожного сервиса на всем ее протяжении нисколько не падает. А в отдельных местах он даже выше, чем близ столицы. Так, МФЗ на выезде из Воронежа, открытая в конце прошлого года, что называется, «обжилась» на месте, обросла клиентурой, в том числе постоянной. Вообще место оказалось, как и прогнозировалось, очень привлекательным и посещаемым.
Впрочем, наибольшее впечатление на М-4 произвел придорожный многофункциональный комплекс у г. Каменск-Шахтинского в Ростовской области. В составе комплекса трехзвездочный отель «Байк», кафе «Гараж», предприятия автосервиса. Уже отстроено второе здание отеля — ведутся работы по отделке, дизайну и внутреннему убранству.
В отличие от других придорожных комплексов, этот тематический. Дело не ограничивается стилизованным гигантским мотоциклом и проржавевшим «биг-футом» в стилистике «Безумного Макса» перед фасадами уже двух гостиниц. Кстати, оба экспоната — вполне себе средства передвижения, что уже доказывалось во время байкерских парадов. Первый этаж нового здания, совмещенный с ресепшен, представляет собой обширный музей ретроавто, среди которых сверкающий, словно только с завода, лимузин «ЗИЛ», возивший первого и последнего президента СССР, раритетные «Победа», «Москвич» и «Волга», советские мотоциклы. Стены — уходящие под потолок стеллажи, где экспонируются антикварные предметы советского быта середины прошлого века. На втором этаже — номера, стилизованные под то же время, но ненавязчиво оборудованные современными системами кондиционирования, и бытовой электроникой. Владелец комплекса — бывший (хотя здесь, как и в КГБ, бывших не бывает!) байкер отстроил и украсил комплекс в соответствии со своими вкусами и предпочтениями, сумев при этом удержаться на тонкой грани, когда вкусы и предпочтения не заменяют комфорт и удобство, а крен в «тему» не означает падения на уровень ширпотреба. В результате на трассе появился симпатичный тематический комплекс с аутентичной кухней и хорошим уровнем обслуживания, как авто, так и их владельцев. Правильно эксплуатируемое чувство ностальгии («Back in USSR!»), отличная работа дизайнеров и строителей, стилизация в эстетике байкеров дают очень неплохие результаты: даже сейчас, не в сезон, светофор у входа в «Байк-Отель» часто загорается желтым или красным светом, сигнализирующим о загруженности гостиницы.
Нефтяники рулят
При создании МФЗ ГК «Автодор» опирается на крупнейшие топливные компании, заинтересованные в развитии своего бизнеса на федеральных трассах. Потому что все же именно АЗС являются тем стержнем, на который нанизывается «цветная пирамидка» сопутствующих сервисов. При этом стратегия у владельцев АЗС разная. Если ЛУКОЙЛ старается не связываться с непрофильным бизнесом, предпочитая на «своих» МФЗ собирать известные бренды — «Макдоналдс», «Кофе-Хаус», гостиничную франшизу из Европы, то, скажем, «Роснефть» предпочитает развивать сервисы только под своим контролем и получать прибыль как от «пистолета», так и от торговли, общепита и гостиницы.
Особняком здесь стоит придорожный комплекс «Транспарк» на 1145-м километре дороги М-4 в Кущевском районе Краснодарского края. Им владеет компания, «заточенная» на строительство именно МФЗ под этим брендом. В планах компании возведение десяти подобных комплексов, в которых есть все, что предписано условиями соглашения с ГК «Автодор», — от заправки до прачечной. Территория первого «Транспарка» составляет 8 га и включает в себя отель, автозаправочный комплекс, СТО и мойку для грузовых и легковых автомобилей, стоянку для легковых автомобилей (200 машиномест) и стоянку грузового транспорта (50 машиномест). На МФЗ представлено несколько форматов общественного питания: кафе, бар, ресторан, фастфуд; ресторанный двор рассчитан на 500 человек. К летнему сезону на территории МФЗ построен крытый сельскохозяйственный рынок.
К морю без остановок
Дорога на всем протяжении от юга Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края вплоть до Горячего Ключа имеет не менее двух полос движения в каждом направлении, за исключением участков ремонта или строительства развязок. Но это дело временное. Есть некоторые проблемы при въезде в Ростов-на-Дону, где из-за плотного трафика в часы пик возможно возникновение пробок. Точно так же на обходе Краснодара может быть очень плотное движение.
За Краснодаром на 1384-м километре от Горячего Ключа начинается горный отрезок, где движение организовано по схеме 2/1 — две полосы в подъем и одна на спуск, с расширениями в населенных пунктах. С 1428 по 1441 км идет капитальный ремонт дороги от Дефановки до развязки на Джубгу. Здесь движение до окончания ремонта осуществляется по одной полосе в каждом направлении. Окончание ремонта — декабрь нынешнего года, когда движение будет также организовано по формуле 2/1. Скорость в местах проведения работ снижена до 40—70 км/ч.
Время в пути от Москвы: до Воронежа — 5,5 часов, до Ростова-на-Дону — 11 часов, до Краснодара — 15,5 часов, до Новороссийска — 20 часов. Расчет примерный, с учетом времени года и при отсутствии заторов.