Чем меньше денег в бюджете, тем настойчивее финансовые ведомства рекомендуют органам государственной власти и местного самоуправления инструментарий государственно-частного партнерства (ГЧП). В стране сегодня на принципах ГЧП реализуется более 1300 проектов с суммарным объемом 640,3 млрд руб. частных инвестиций. Такие высказывания и сведения прозвучали на прошедшем в Москве 29 марта — 1 апреля III инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП».
Провела «Российскую неделю ГЧП» на площадках МИА «Россия сегодня» ассоциация «Центр развития государственно-частного партнерства» (Центр развития ГЧП) при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, ООО «Деловая Россия» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).
Говорим «ГЧП», подразумеваем «МЧП»
В масштабной дискуссии приняли участие представители большинства субъектов РФ. Из 1300 проектов ГЧП более 1100 реализуется в муниципалитетах, на федеральном уровне — 15, на региональном — 191.
По данным Центра развития ГЧП, около 40% концессионных проектов, прошедших стадию коммерческого закрытия во всех отраслях экономики, составляют соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Во всех этих контрактах концедентом — стороной, передающей в долгосрочное управление недвижимость для решения определенной задачи, выступает местная администрация в лице главы муниципального образования.
Согласно закону о концессионных соглашениях (от 21.07.2005 № 115-ФЗ) концедент — это собственник недвижимого имущества, предоставляющий концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Концессионер — это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, который вкладывает средства в проект по концессионному договору, получает объект договора в управление и получает от этой своей деятельности большую часть прибыли.
Если в 2014 г., по отчетам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, было заключено 112 концессионных договоров общим объемом 7,2 млрд руб., то за прошлый год совокупная сумма инвестиционных обязательств выросла на 70,9 млрд руб., а число соглашений — на 271 контракт.
Это результат планомерной реализации стратегии развития отрасли, заявил 29 марта 2016 г. на пленарном заседании «Инвестиции в инфраструктуру страны — импульс для развития территорий» заместитель главы Минстроя, главный жилищный инспектор России Андрей Чибис. По его словам, даже в условиях экономической турбулентности нет более стабильной отрасли для инвестиций, чем коммунальный комплекс.
По состоянию на 1 января 2016 г. насчитывалось 699 концессионных соглашений по объектам жилищно-коммунальной сферы. Тремя месяцами ранее, 1 сентября 2015 г., было 452 таких контракта («ЭЖ», 2015, № 44). Сейчас открыто еще 300 конкурсов на заключение концессионного договора.
Приоритеты применения механизмов ГЧП в сфере ЖКХ остаются прежними:
-
привлечение частных инвестиций в модернизацию отрасли;
-
повышение интереса частного бизнеса к управлению предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
На федеральном уровне реализуется, в частности, проект «Платон» по созданию системы взимания платы за проезд с грузовых автомобилей массой более 12 т. Концедентом в этом соглашении с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» выступает Российская Федерация в лице ФКУ «Дороги России». Проект получил мужское имя от сокращенного определения «плата за тонну». За счет внедрения этой системы планируется открыть финансирование строительства четвертого в Новосибирске моста через реку Обь.
На региональном уровне реализуется концессионное соглашение Тамбовской области (концедент) с ОАО «МРСК Центра» (концессионер) по электроснабжению птицеводческого комплекса «Тамбовская индейка».
Об отдельных концессиях на муниципальном уровне газета писала прошлой осенью в номере за 12 ноября.
Спасет ли ГЧП российскую бюджетную систему?
Наблюдаемые в жилищно-коммунальной сфере процессы многие спикеры «Российской недели ГЧП» назвали концессионным бумом. Но это капля в море. В стране более 22 000 муниципальных образований, и в каждом из них люди имеют претензии к отрасли. В одной только Московской области лицензии на оказание жилищно-коммунальных услуг имеют 1100 управляющих компаний (УК). Часть из них пребывает в статусе МУП — муниципального унитарного предприятия, несмотря на поручение главы государства избавляться от неэффективных МУПов и старания Минстроя выполнить президентское поручение как можно скорее. В подмосковном рейтинге УК значится 790 предприятий. Годом раньше было 815. За год кто-то лишился лицензии, а кто-то сам покинул рынок.
Поддержка инвестиционных проектов в ЖКХ значится в антикризисном плане правительства. На стимулирование частных инвестиций в отрасль намечено направить в текущем году 3,4 млрд руб. из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (фонд ЖКХ). Фонд согласно последним правительственным решениям будет выделять средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры в муниципалитетах.
Тем не менее инфраструктурная компания InfraONE предупреждает о рисках коммунальных концессий. К конгрессу по ГЧП компания подготовила обширный аналитический обзор. В нем отмечается, что поддержка фонда ЖКХ востребована большей частью по запущенным проектам. И все равно, полагают исследователи, нужна глубокая корректировка реализуемых соглашений, поскольку большинство их — «краткосрочные концессии муниципального уровня с неясными перспективами реального привлечения частных инвестиций». Вследствие этого не исключена замена концессионеров, к примеру, из-за возможного их дефолта. Первая волна реструктуризации концессионных соглашений и дефолтов возможна уже к концу года. И такое негативное развитие событий может продолжиться в 2017—2018 гг., если не обеспечить корректировку действующих контрактов и тщательный отбор проектов концессионных соглашений.
Таким образом, надежды на то, что ГЧП, в том числе концессии, могут снять с бюджетной системы бремя инфраструктурных расходов, вызывает сомнение даже у экспертов. Без государственного софинансирования ждать желанного комфорта россиянам не стоит.
Потребитель платит за все. За эксперименты тоже
По наблюдению представителей СМИ, ни один спикер не обмолвился о конечном получателе услуг ЖКХ, хотя каждый из них тоже потребитель и тоже оплачивает услуги. Какие бы ЖКХ-реформы ни осуществлялись, какие бы при этом эксперименты ни проводились, россияне каждый месяц инвестируют отрасль. Ворчат, возмущаются, но платят. Груда «жировок» в семейных архивах растет пропорционально росту стоимости услуг. Согласно анализу жалоб, поступивших в I квартале 2016 г. в некоммерческое партнерство «ЖКХ Контроль», больше всего людей волнует непрозрачность начисления платежей (см. таблицу). Им непонятны, в частности, причины регулярных перерасчетов и дополнительных платежей. Эта же проблема была самой актуальной и в прошлом году. Однако в этом году по сравнению с январем — мартом 2015 г. накал страстей несколько стих — до 18,5 против 28%, считает специалист НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. По его мнению, это говорит о том, что управляющие компании стали более ответственно относиться к вопросам платежей.
Люди жалуются не только в НП «ЖКХ Контроль», но и в местные администрации. Потому что по закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) вопросы деятельности жилищно-коммунальной сферы относятся к полномочиям всех типов муниципальных образований, кроме внутригородских районов в городских округах с таким административно-территориальным устройством. А местные власти вслед за Минстроем уповают на ГЧП.
Проблемы в сфере ЖКХ, которые волнуют россиян (таблица)
Проблема |
Доля от общего числа ответов, % |
---|---|
Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги |
18,5 |
Качество оказываемых услуг |
17,4 |
Управление многоквартирными домами |
17,1 |
Плохое состояние дома |
13,4 |
Капитальный ремонт (качество исполнения, авансовая плата) |
9,8 |
Плохое состояние дворов |
5,4 |
Проблемы с индивидуальными и общедомовыми приборами учета |
2,7 |
Аварийное и ветхое жилье |
1,5 |
Бездействие властей — муниципальных, региональных, федеральных |
1,4 |
Иное |
12,8 |
ИСТОЧНИК: некоммерческое партнерство «ЖКХ Контроль» |