Банк «Уралсиб» провел анализ состояния российского нефтегазового сектора. В расчетах банк придерживался собственного прогноза, согласно которому цена барреля сорта «Брент» к концу текущего года достигнет 45—50 долл., а в среднем за год составит 45, 53 и 55 долл. в 2016, 2017 и 2018 гг. соответственно.
Аналитики банка констатируют, что регрессивное налогообложение защитило нефтегазовый сектор при цене 35 долл. за баррель нефти. Поддержку отрасли оказал отчасти слабый рубль, но в большей степени все-таки действующая в стране налоговая система. Девальвация рубля снизила операционные расходы (эксплуатационные, транспортные, общие и административные), а также, и это еще важнее, сократила капитальные затраты. Защитила и рентабельность нефтедобытчиков, но не само долларовое значение их выручки и прибыли.
Но влияние налоговой системы, уверены аналитики «Уралсиба», было все же более значимым. Система налогообложения нефтяной отрасли, введенная в 2002—2003 гг. и остающаяся в силе поныне, основана на экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты, а также налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эта система претерпела множество изменений и корректировок, включая неоднократное применение специальных ставок экспортных пошлин и НДПИ, а также одновременную регулировку экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и ставок НДПИ, получившую название «налоговый маневр» и состоявшуюся в 2015 г.
По этой схеме доля государства в выручке на баррель повышается вместе с ценой на нефть. И наоборот, чистая доля экспортера («нетбэк») в процентах идет вверх тогда, когда цена на нефть падает. Сейчас цена «нетбэк» достигает 46% цены «Юралс» по сравнению с 26% при цене 100 долл. за баррель.
В I квартале 2016 г. цена «нетбэк», по-видимому, прошла дно. Когда баррель «Юралс» стоил более 100 долл. (первая половина 2014 г.), цена «нетбэк» оставалась в диапазоне 25—30%. Она по-прежнему находилась на уровне 24%, когда баррель «Юралс» подешевел до 78 долл. в октябре 2014 г. и 61 долл. в ноябре 2014 г. Как и всегда в периоды быстрого снижения цен, экспортная пошлина на нефть отражала тогда прежние, более высокие цены, из-за чего цена «нетбэк» в процентах от цены «Юралс» временно сократилась — вплоть до 18% в декабре 2014 г. Но снижение ставки экспортной пошлины с одновременным повышением НДПИ в январе 2015 г. (и то и другое — части налогового маневра) в сочетании с некоторым восстановлением цены на нефть увеличило цену «нетбэк» до 43—44% от цены «Юралс» в феврале — марте 2015 г. Налоговый маневр был призван повысить рентабельность нефтедобычи и снизить рентабельность переработки на простых НПЗ, однако мера не дала ожидавшегося эффекта из-за резкого падения цены на нефть в I квартале 2015 г.
С 2016 г. базовая ставка для расчета НДПИ была вновь повышена на 12%, тогда как ставка экспортной пошлины осталась прежней. Несмотря на это, в январе 2016 г. цена «нетбэк» составляла 44% цены «Юралс» (средняя цена барреля «Юралс» была 28,5 долл.). «Нетбэк» выше 50% в феврале — марте 2016 г. — временная ситуация (обратная той, что наблюдалась в декабре 2014 г.), показатель, предсказывают аналитик «Уралсиба», снизится до 45—48% в оставшуюся часть года.
«Газпром нефть» и «Башнефть» первыми среди российских компаний обнародовали результаты за 2015 г. У «Башнефти» более простая корпоративная структура, лишь весьма незначительная часть ее прибыли приходится на совместные предприятия и «дочки». Логично использовать данные этих компаний для проверки вышеприведенных расчетов. В 2015 г. «Башнефть» продавала нефть с дисконтом примерно 10% к цене «Юралс», а эффективная ставка НДПИ составляла порядка 75% от базовой благодаря месторождениям им. Требса и им. Титова, для которых действует нулевая ставка, а также значительным налоговым льготам по истощенным месторождениям в основном регионе добычи — Башкирии. Цена «нетбэк» «Башнефти» близка к рассчитанной «Уралсибом» чистой цене для типовой нефтяной компании.
Прозрачность «Башнефти» позволяет получить полезный ориентир для всего сектора. Аналитики «Уралсиба» рассчитали EBITDA «Башнефти» за баррель, исключив эксплуатационные расходы, 75% транспортных расходов и 50% общих и административных из цены «нетбэк». При цене барреля «Юралс» в 40—45 долл. стоит ожидать EBITDA в размере 9—10 долл. на барреле. Эту оценку «Уралсиб» считает применимой ко всему российскому нефтедобывающему сектору в 2016 г.