В «БП» 2016, № 9 мы рассказывали о планах по изменению с 2017 г. законодательства о страховых взносах в связи с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию. Эти планы уже начали воплощаться. 11 апреля 2016 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроекты с соответствующими поправками в действующее законодательство.
На рассмотрение Госдумы представлено два законопроекта. Первый (№ 1040802-6) предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, а второй (№ 1040799-6) — поправки в законодательство о страховых взносах.
Администрирование
Изначально в дорожной карте ФНС России и концепции Минфина России речь шла о замене страховых взносов на новый налоговый платеж. Правительственный законопроект № 1040802-6 предусматривает, что страховые взносы будут выделены в отдельный тип платежей, отличный от налогов и сборов. Под ними планируется понимать страховые взносы, уплачиваемые в ПФР, ФФОМС и ФСС России в части взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Несмотря на то что страховые взносы налогом не станут, на них должны будут распространяться те же правила администрирования, что и на налоги и сборы. В частности, налоговикам хотят дать возможность:
-
проводить камеральные и выездные налоговые проверки плательщиков страховых взносов (ст. 87 НК РФ);
-
взыскивать страховые взносы за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков взносов в банках (ст. 46 НК РФ), а также за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ);
-
приостанавливать операции по счетам в банках для обеспечения исполнения решения о взыскании страховых взносов (ст. 76 НК РФ);
-
осуществлять зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов в порядке ст. 78 и 79 НК РФ (при этом возврат излишне уплаченных страховых взносов в ПФР производиться не будет, если они учтены (разнесены) фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц);
-
привлекать к ответственности за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ), за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение базы для начисления страховых взносов (ст. 120 НК РФ); за неуплату или неполную уплату сумм страховых сборов (ст. 122 НК РФ), за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ).
Расчет и уплата
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов будет содержаться в новой главе 34 НК РФ. Ее положения практически слово в слово повторяют нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Порядок расчета страховых взносов будет прописан в следующих статьях НК РФ:
-
перечень лиц, признаваемых плательщиками страховых взносов, — ст. 419 НК РФ;
-
объект обложения страховыми взносами — ст. 420 НК РФ;
-
перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, — ст. 422 НК РФ;
-
предельные величины баз для начисления страховых взносов в ФСС России и ПФР — ст. 421 НК РФ;
-
тарифы страховых взносов, в том числе пониженные — ст. 425 НК РФ;
-
размер дополнительных тарифов страховых взносов — ст. 427, 428 НК РФ;
-
порядок исчисления страховых взносов предпринимателями, не производящими выплат и вознаграждений физическим лицам, — ст. 429 НК РФ.
Сохранится и действующий сейчас порядок уплаты страховых взносов в бюджеты соответствующих фондов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем за который начисляются взносы (п. 4, 6 ст. 430 НК РФ).
Отчетность
Применяемые сейчас формы отчетности по страховым взносам 4-ФСС и РСВ-1 планируется заменить одним расчетом по страховым взносам, который нужно будет представлять в налоговую инспекцию. Причем этот расчет будет включать в себя и данные персонифицированного учета (п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Форму расчета должны будут утвердить налоговики. Сроки его сдачи предлагается установить такими же, как применяемые сейчас при сдаче формы 4-ФСС: на бумажном носителе — не позднее 20-го числа, а в электронном виде — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 8 ст. 430 НК РФ).
За Пенсионным фондом предлагается оставить функции контроля за достоверностью сведений о страховом стаже. Это следует из поправок, вносимых законопроектом № 1040799-6 в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В связи с этим страхователи должны будут один раз в год не позднее 1 марта представлять в Пенсионный фонд сведения о страховом стаже.
Отметим, что в п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ, которым установлена обязанность не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице (ФИО, ИНН, СНИЛС), изменения не вносятся. Поэтому у плательщиков страховых взносов сохранится обязанность по ежемесячной сдаче в Пенсионный фонд формы СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.
В настоящее время Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» по вопросам предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов, штрафов, пеней, проведения проверок, ответственности за нарушения исчисления и уплаты страховых взносов и т.д. содержит отсылки к соответствующим нормам Закона № 212-ФЗ. Поскольку администрирование страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается в ведении ФСС России, а Закон № 212-ФЗ согласно законопроекту № 1040799-6 должен будет утратить силу, предлагается перенести соответствующие нормы Закона № 212-ФЗ в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ.
Кроме того, планируется оставить обязанность страхователей по ежеквартальному представлению в территориальный орган ФСС России отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.