Улучшения финансового состояния муниципальных образований не следует ждать раньше 1 января 2018 г., когда, возможно, появится новая редакция Бюджетного кодекса.
Приведенный вывод следует по итогам очередного заседания Сообщества финансистов России (СФР), состоявшегося в Научно-исследовательском финансовом институте (НИФИ) Министерства финансов РФ.
«Идет серьезная доработка БК»
Заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межведомственных отношений Минфина России Ирина Скляр сообщила, что идет серьезная доработка новой редакции Бюджетного кодекса. По ее словам, это работа может продлиться до 2018 г.
Напомним, что ранее введение новой редакции Бюджетного кодекса РФ намечалось с 1 января 2017 г.
Между тем, по предварительным итогам 2015 финансового года, суммарный дефицит более чем 22 000 местных бюджетов вырос до 63,3 млрд руб. По итогам 2014 г. было 54,6 млрд руб.
Органам местного самоуправления опять предстоит оптимизировать:
-
инструментарий муниципального управления, то есть экономить на фонде заработной платы и содержании управленческих структур;
-
бюджетную сеть, что означает сокращение и без того мизерных расходов на социальную инфраструктуру территорий.
Чиновница Минфина советует муниципалитетам:
-
вести постоянный мониторинг бюджетной сети;
-
дать оценку потребности в бюджетных учреждениях с учетом необходимого уровня обеспеченности муниципальными услугами;
-
вывести непрофильные услуги и исключить невостребованные услуги;
-
повысить эффективность расходов на содержание учреждений;
-
привлекать частный сектор для предоставления услуг;
-
передать часть услуг в многофункциональные центры (МФЦ).
Наряду с советами И. Скляр предупредила присутствовавших на заседании представителей муниципалитетов, что ждать возможных компенсаций выпадающих доходов местных бюджетов не следует — оснований нет.
Желающих отщипнуть от местного бюджета хватает
Гипотетически возможные финансовые поступления в местные бюджеты, называемые выпадающими доходами, по-прежнему «закрытая территория» для органов местного самоуправления. Они как бы есть, а реальных денег нет.
К примеру, Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» позволил субъектам Федерации с января прошлого года и до 1 января 2018 г. устанавливать индивидуальным предпринимателям, впервые зарегистрированным и осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах, нулевую ставку по налогу, уплачиваемому при применении ими патентной системы налогообложения.
Более свежий Федеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ» уже самим муниципальным образованиям — городским округам и муниципальным районам — разрешил вдвое снижать ставки ЕНВД — с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Этим же законом этим же муниципалитетам дано право устанавливать двухлетние налоговые каникулы впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям в сфере бытового обслуживания. Опять отложенные на потом финансовые поступления, нужные сейчас и позарез.
Уже региональным властям этот же закон позволяет устанавливать ставку по УСН от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Причем в отдельных случаях можно применять и нулевую ставку.
Практики муниципального управления давно рукой махнули на доходы «в уме», призванные, по задумке законодателей, стимулировать органы местного самоуправления на социально-экономическое развитие вверенных территорий. Какие стимулы — мизер, стремящийся к нулю. Но их возмущают другие способы уменьшить тощие местные доходы. Так, и.о. заместителя начальника департамента финансов городской администрации Сыктывкара Людмила Пендо сообщила, что в 2010—2015 гг. муниципальный финансовый орган получил 166 исполнительных документов в целом на 392,6 млн руб. Каждую претензию следует удовлетворить в течение трех месяцев. Такой возможности у города нет, поэтому местная власть обращается в суд с просьбой отсрочить платежи или предоставить рассрочку. Но аргумент об отсутствии средств в местном бюджете судом не принимается. Л. Пендо считает, что надо установить норму, согласно которой судебные решения исполняются только в пределах утвержденного бюджета.
Кара неважна. Главное — вернуть деньги
Самим муниципалитетам ущерб возмещается частично. Причем такая норма закреплена законодательно (см. таблицу). Штрафы с физических лиц не в счет — сумма ничтожно мала. А с юрлиц максимально возможная компенсация составляет только четверть нанесенного ущерба. «Это не только не оказывает должного отрезвляющего воздействия на нарушителя, но и резко снижает мотивацию к осуществлению контрольных мероприятий», — считает начальник управления финансов городской администрации Переславля-Залесского (Ярославская область) Лада Леонтьева. По ее подсчетам, сумма выявленного муниципальными контролерами нарушения составила 865 000 руб., а в бюджет в виде штрафа поступит только 43 000 руб. Она считает, что мера воздействия должна быть соразмерна ущербу, нанесенному бюджетной системе.
Органы муниципального финансового контроля заинтересованы не столько в наказании виновных, сколько в возврате незаконно использованных средств, особо подчеркивает Л. Леонтьева. Она убеждена, что необходимо усилить ответственность должностных лиц за возврат неправильно потраченных бюджетных ассигнований от автономных и бюджетных учреждений.
Практики муниципального управления предлагают совершенно конкретную, идущую от жизни, корректировку бюджетного законодательства, а в ответ слышат, что над новой редакцией Бюджетного кодекса идет серьезная работа. Что означает: денег нет, и не ждите.
Японию трясет стихия, но никогда — административный произвол
При всех природных катаклизмах на японских островах незыблемым в стране остается местное самоуправление. Верховная власть выступает регулятором, но никак не управляющим местной властью. По свидетельству известных франко-американских исследователей Вадима и Даниэля Елисеефф, каждый город (большой или маленький), каждый поселок, каждая деревня имеют комин-кан — общественно-образовательный центр, в котором действуют различные курсы для молодежи — сэйнен гаккиу, для взрослых — сэйдзин гаккиу, отдельно для женщин — фудзин гаккиу. Особенно популярны такие центры в сельской местности. При содействии местной администрации сельские жители организуют в них свою культурную жизнь: занимаются поэзией, живописью, флористикой, кулинарией, организуют чайные церемонии, другие занятия по интересам. С 1967 г. центральным правительством проводится большая работа по созданию в стране сети домов культуры, общих культурных центров, домов для граждан и домов народа. Занимаемые ими помещения имеют несколько назначений. Это и кинозалы, и культурно-досуговые центры, и учреждения культурного просвещения, и выставочные площадки. Зачастую именно в таких центрах проводятся шумные свадьбы.
В наших селах бывшие «очаги социалистической культуры» стоят с заколоченными окнами в лучшем случае. В худшем случае о них напоминают только фундаменты. Таков итог оптимизации расходов бюджетных средств и результат «оценки потребности в бюджетных учреждениях с учетом необходимого уровня обеспеченности муниципальными услугами».
Административные меры воздействия за нецелевое использование бюджетных средств
Административное нарушение |
Мера наказания |
|
---|---|---|
Физическое лицо |
Юридическое лицо |
|
Нецелевое использование бюджетных средств |
Штраф — от 20 000 до 50 000 руб. |
Штраф — от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета |
ИСТОЧНИК: Кодекс об административных правонарушениях РФ |