[-] Реализация предпринимателем земельного участка, по своим функциональным характеристикам изначально не предназначенного для использования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, признается операцией, совершенной в рамках предпринимательской деятельности
(Постановление АС Поволжского округа от 24.03.2016 № Ф06-6626/2016)
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, представил в инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, в которой указал доход, полученный от продажи земельного участка, в размере 7 млн руб. В ходе проверки налоговый орган установил, что реализованный земельный участок предприниматель приобрел после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, участок предполагался к использованию им не в личных целях в качестве физического лица, а исключительно в целях ведения предпринимательской деятельности. То есть доход, полученный предпринимателем от реализации спорного земельного участка, подлежит налогообложению в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
Как следствие, предпринимателю был доначислен налог в рамках УСН, а также пени и штраф.
Предприниматель обратился в суд.
Суды трех инстанций подержали выводы налогового органа. При этом они исходили из следующего.
Налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ (ст. 210 НК РФ).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб. При продаже земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
При этом положения вышеназванной правовой нормы не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Как установлено налоговым органом, из договора купли-продажи земельного участка усматривается, что он имеет разрешенное использование: для размещения платной стоянки. Назначение объекта: объекты по обслуживанию автомобилей, станция технического обслуживания автомобилей, автомобильная мойка, стоянка автомобильного транспорта. Решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов спорный земельный участок отведен под строительство открытой платной стоянки.
Суды отметили, что представленное предпринимателем письмо городской администрации о том, что администрация не располагает сведениями о документах, разрешениях на проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, актом ввода в эксплуатацию стоянки, не свидетельствуют о том, что приобретение спорного земельного участка было произведено предпринимателем в личных целях, а не в рамках предпринимательской деятельности, поскольку земельный участок выделен под строительство платной стоянки, и даже в отсутствие перечисленных документов участок не меняет вида разрешенного использования.
Доказательств, подтверждающих, что предприниматель при покупке спорного объекта преследовал цель использования земельного участка для личных целей, в материалах дела нет.
В результате судами был сделан вывод о том, что совокупность установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что земельный участок по своим функциональным характеристикам изначально не предназначен для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (для личных потребительских нужд заявителя), и отсутствия в материалах дела доказательств обратного, свидетельствует о правильности вывода налогового органа о том, что полученный доход от продажи земельного участка непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, реализация спорного объекта осуществлялась в целях, направленных на систематическое получение прибыли.
Таким образом, налоговым органом вынесено правомерное решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.
[-] Профсоюзная организация, производящая выплаты только определенной группе населения, отвечающей признакам членства и принадлежности к профессиональному союзу работников отрасли промышленности, не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов
(Постановление АС Волго-Вятского округа от 18.02.2016 по делу № А28-1667/2015)
Региональное отделение ФСС России (далее — фонд) провело камеральную проверку профсоюзной организации Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности, в ходе которой установило неправомерное применение организацией пониженного тарифа страховых взносов на основании п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в отношении вида деятельности в области социального обслуживания населения.
В результате было принято решение о привлечении организации к ответственности в виде взыскания штрафа с доначислением страховых взносов и пеней.
Не согласившись с принятым фондом решением, профсоюзная организация обратилась в суд.
Суд первой инстанции поддержал организацию. Однако апелляционный суд согласился с позицией фонда о неправомерном применении организацией пониженного тарифа страховых взносов и отменил решение суда первой инстанции. АС Волго-Вятского округа поддержал апелляционную инстанцию на следующих основаниях.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных ч. 5.1—5.3 данной статьи.
Согласно ст. 1 действовавшего в проверяемый период Федерального закона от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»1 (далее — Закон № 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В силу ст. 3 Закона № 195-ФЗ под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; под клиентом социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; под социальными услугами — действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Федеральным законом; под трудной жизненной ситуацией — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальное обслуживание основывается в том числе на принципе доступности (ст. 5 Закона № 195-ФЗ).
На основании ст. 17 Закона № 195-ФЗ учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Кроме того, согласно Уставу Российского профессионального союза работников атомной энергетики и промышленности, применяемого организацией, профсоюз — это самостоятельная общественная некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе членов профсоюза, имеющих общие профессиональные, трудовые, социально-экономические и иные непосредственно связанные с ними интересы. За счет средств профсоюзного бюджета и целевых поступлений от юридических и физических лиц она осуществляет финансирование различных проектов и программ, направленных на достижение уставных целей, в том числе оказывает организационное и материальное содействие деятельности медицинских, иных учреждений и объектов в различных сферах по оказанию услуг работникам и ветеранам отрасли, членам профсоюза.
Суд установил, что в проверяемом периоде организация производила выплаты только определенной группе населения, отвечающей признакам членства и принадлежности к профессиональному союзу работников отрасли промышленности, и она не является организацией, осуществляющей деятельность, указанную в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в области социального обслуживания населения, касающегося неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о неправомерном применении организацией пониженного тарифа страховых взносов в спорном периоде был признан правильным.
1 Утратил силу с 1 января 2015 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».