Если компания представила уточненную декларацию, то налоговый орган обязан прекратить проверку первоначальной декларации и приступить к ревизии уточненной. Означает ли это, что налогоплательщик не обязан представлять документы по требованию, направленному в рамках камералки первоначальной отчетности? Ответ – в Определении Верховного суда РФ от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522.
Компания сдала декларацию по НДС. Налоговый орган начал камеральную проверку и направил фирме требование о представлении документов. Требование нужно было исполнить до 11 марта. Однако 7 марта организация представила уточненную декларацию и решила, что требование можно не исполнять и документы не представлять.
В результате ее привлекли к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый из 17 не представленных в установленный срок документов. Организация, получив решение о привлечении к ответственности, оспорила его в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.
«Железные» аргументы
Фирма указала, что штраф по ст. 126 НК РФ незаконен и попросила его отменить. В свою пользу она привела такие доводы:
-
документы были запрошены в рамках камеральной проверки первичной декларации;
-
до истечения срока, указанного в требовании, фирма представила уточненную декларацию;
-
раз налоговый орган прекратил камеральную проверку первичной декларации и начал проверку уточненки, компания не обязана исполнять ранее выставленное требование.
Суд первой инстанции организацию поддержал. Свою позицию арбитры аргументировали так.
Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ если до окончания камеральной проверки представлена уточненная декларация, то камеральная проверка ранее поданной отчетности прекращается. Инспекция начинает проверять уточненку. Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. То есть налоговый орган не имел права продолжать действия по истребованию документов после 7 марта по ранее поданной декларации.
Обязанности инспекции прекратить все действия корреспондирует право плательщика не исполнять требование налогового органа, совершаемые в рамках прекращенной проверки. Другими словами, раз камеральная проверка первоначальной декларации была прекращена подачей уточненки, значит, и требование было прекращено. Фирма сдала корректировку ранее, чем закончился срок на представление документов, то есть она не нарушила срок исполнения требования. Виновность компании в совершении правонарушения нужно было устанавливать на крайнюю дату исполнения требования, то есть на 11 марта. Неисполнение требования налогового органа до этой даты состав правонарушения не образует.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует вина или само событие правонарушения. Понятие события налогового правонарушения в Налоговом кодексе не приведено. Поэтому, исходя из общеправового определения, под событием налогового правонарушения нужно понимать сам факт совершения лицом противоправного деяния в сфере налогов.
Поскольку 7 марта налоговая проверка ранее поданной декларации прекратилась, а срок исполнения требования еще не истек, в бездействии общества состав правонарушения отсутствует. Позиция инспекции была бы обоснована, если камералка прекратилась бы не до, а после истечения срока исполнения требования. А в данном случае инспекция вполне могла при проведении камеральной проверки уточненки направить самостоятельное требование о представлении документов.
Мало того, если бы фирма представила документы, у инспекции оставалась бы возможность затребовать недостающие документы в рамках новой камеральной проверки (решение АС Республики Татарстан от 19.06.2015 по делу № А65-27076/2014).
Нет такого закона!
Налоговую инспекцию решение суда не устроило, и она обжаловала его в апелляции, которая встала на ее сторону. Вторая инстанция посчитала, что нижестоящий суд ошибся. И вот почему.
Нормы ст. 88 и 93 НК РФ не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования, а также о его неисполнении по причине представления уточненной декларации.
То есть прекращение камеральной проверки первоначальной декларации в соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ не является основанием для освобождения плательщика от ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных документов.
Эта позиция была поддержана сначала в кассации, а потом и в Верховном суде РФ (Определение ВС РФ от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Другие примеры
Отметим, что по данному вопросу у судов нет единого мнения. Есть примеры судебных решений, в которых арбитры встали на строну организаций (см. постановления 19 Арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 № А48-3678/2011, 10 ААС от 09.09.2011 № А41-37487/10, ФАС Московского округа от 09.09.2010 № А41-25996/09 и от 29.03.2011 № КА-А40/2101-11 и др.).
Но есть и решения с позицией, которая аналогична той, что содержится в комментируемом деле (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2012 № А25-789/201, АС Поволжского округа от 20.07.2015 № А65-23543/2014, от 03.04.2015 № А65-14758/2014).
Обратите внимание: если организация не исполнила требование о представлении документов по первоначальной декларации, была оштрафована и заплатила штраф, а потом проигнорировала требование о представлении тех же документов в рамках камеральной проверки уточненной декларации и также была оштрафована, говорить о повторности привлечения к ответственности и незаконности санкций нельзя. Таково мнение Верховного суда РФ, выраженное в Определении от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509.
Отметим, что мы не обнаружили разъяснений Минфина России и ФНС России по данному вопросу. Поэтому, чтобы не вступать в конфликт с налоговиками и не доводить дело до суда, лучше при сдаче уточненки исполнить требование о представлении документов, направленное в рамках камералки первоначальной декларации. Этим вы как минимум избавите себя от необходимости сдавать документы при камералке уже уточненной декларации.