На прошлой неделе, когда страна тихо справила в четвертый раз День местного самоуправления, сразу на двух дискуссионных площадках практики и эксперты государственного и муниципального управления говорили о местных финансах.
На прошедших Васильевских чтениях муниципальный аспект присутствовал, главным образом, по вопросам межбюджетных отношений. На заседании Европейского клуба экспертов местного самоуправления эта тема была главной.
Чтения в честь первого министра финансов России
Содружество журнала «Бюджет», Сообщества финансистов России, Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Финансового университета при Правительстве РФ в четвертый раз провело Васильевские чтения — ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика». На нем, по словам проректора Финансового университета профессора Елены Маркиной, обсуждаются самые острые, самые злободневные вопросы финансовой системы, нужные практике, науке и власти. В этом году кризис обнажил разбалансированность общественных финансов, о чем научное сообщество говорит не первый год.
Заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по бюджетам и налогам Надежда Максимова напомнила, что первый министр финансов России, граф Алексей Васильев был назначен на этот пост (впервые учрежденный в 1802 г. — «ЭЖ») в переломный момент и создал финансовую систему взамен счетоводству. Мы сейчас тоже вступили в новую экономическую реальность, поэтому важно обогатиться взаимным опытом, сказала депутат Госдумы.
Совпадение или нет, но в День местного самоуправления, отмечаемый 21 апреля, многие спикеры так или иначе говорили о заботах местных сообществ. Так, вице-губернатор Волгоградской области, председатель областного комитета финансов Александр Дорждеев заявил, что «для принятия управленческих решений архиважно знать настроение людей». Поэтому областная власть вынесла на общественное обсуждение проект Социального кодекса региона, в результате которого почти 40% изменений и дополнений в проект документа внесено по предложению жителей области. Кодекс вступит в силу 1 июля и заменит 172 нормативных правовых акта, разобраться в которых гражданам и работникам социальной сферы было непросто. Ясность и прозрачность нового документа повысят качество и эффективность оказываемых населению услуг, убежден А. Дорждеев.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров особо отметил, что выносимый на публичное обсуждение законопроект о государственном (муниципальном) заказе в социальной сфере вводит понятие заказа в интересах третьих лиц. То есть орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления в муниципальном образовании заключает договор с бизнесом на исполнение заказа, отвечающего запросам местных сообществ. Аукционы и конкурсы регионы и муниципалитеты будут проводить самостоятельно по заданным в новом законе параметрам. Замминистра сообщил еще об одной новации, призванной также освободить муниципальные и региональные власти от опеки федеральных органов. Так, с устранением недостатков в формировании базовых (отраслевых) перечней услуг органам местного самоуправления и региональным властям не надо будет согласовать с Минфином свои списки, поскольку базовые перечни поделят на три части: федеральную, региональную и муниципальную.
Заместитель председателя правительства Ставропольского края, министр финансов региона Лариса Калинченко сообщила, что с целью оптимизации бюджетных расходов в государственном и муниципальном управлении в крае продолжается процесс укрупнения муниципальных образований и создаются централизованные бухгалтерии на уровне муниципальных районов.
Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Лариса Ерошкина отметила, что министерством ведется постоянный анализ использования субсидий, выделенных регионам и муниципалитетам. Скоро будет готов отчет по итогам 2015 финансового года. Но уже ясно, что до 43% от общего объема субсидий выделяется на программы развития сельскохозяйственного производства. Всего в стране реализуется 23 государственные программы. По словам чиновницы, грядет давно ожидаемая трансформация иных межбюджетных трансфертов в субсидии или дотации, поскольку перевод «иных перемещений» (трансферт от латинского transfero означает перемещать, переносить. — «ЭЖ») в другую ипостась назрел.
В настоящее время существуют четыре вида межбюджетных трансфертов:
-
дотации;
-
субсидии;
-
субвенции;
-
иные межбюджетные трансферты.
Л. Ерошкина сообщила также, что ожидаются изменения в Правилах предоставления субсидий, в частности, для детей-сирот. Углубленный и расширенный разговор об этой и других новациях состоится на общероссийском семинаре по межбюджетным отношениям, который намечено провести в конце июня. Чтобы обсуждение было предметным и эффективным, представительница Минфина призвала аудиторию присылать в министерство свои предложения. Затем она добавила, что ЕНВД сохраняется до 2020 г., а он приносит в местные бюджеты 77 млрд руб. По словам Л. Ерошкиной, есть еще задумка расширить список оснований для самообложения граждан.
Дискуссия на четвертых Васильевских чтениях была настолько масштабной и конструктивной, что «ЭЖ» еще не раз вернется к тезисам и заключениям этого ежегодного форума по общественным финансам. Подобно тому, как сам форум, по определению депутата Госдумы Н. Максимовой, позволяет сверять часы на экономическом перепутье.
Муниципальные долги растут, а доходы местных бюджетов сокращаются
Обсуждение двух докладов на заседании Европейского клуба экспертов местного самоуправления, состоявшееся в РАНХиГС при Президенте РФ на следующий день после Васильевских чтений (так совпало), стало как бы продолжением разговора о разбалансированности финансовой системы.
Первый доклад сделала государственный советник РФ 2 класса, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук Людмила Пронина. Она, в частности, сообщила, что совокупный долг муниципальных образований вырос за девять месяцев 2015 г. (итоги прошлого финансового года еще не подведены. — «ЭЖ») на 8,4 млрд руб. и составил по состоянию на 1 октября 2015 г. 321,7 млрд руб. По заключению эксперта, это очень много. Между тем законодательными новациями 2014—2015 гг. нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты сельских поселений уменьшены до 2%. Ученая напомнила, что 85% НДФЛ остается в региональных бюджетах, а оставшиеся 15% распределяются региональными властями между муниципалитетами по нормативам отчислений. По ее мнению, надо увеличить объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с ожидаемой инфляцией. Л. Пронина считает также возможным увеличение с 30 млрд до 60 млрд руб. дотаций на частичную компенсацию расходов, связанных с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы.
Второй докладчик, доцент кафедры финансов и менеджмента Тульского государственного университета, кандидат экономических наук Вера Левина поддержала предложения коллеги и добавила, что суммарный объем муниципального долга в 2008—2015 гг. вырос в 3,3 раза, а доходы местных бюджетов — в 1,45 раза. В результате, по предварительным расчетам, долг муниципалитетов в 2015 г. превысил 15% их собственных доходов. Затем докладчица остановилась на вопросах самообложения граждан, которое в 2014 г. применялось в 1454 муниципальных образованиях. Причем 70% общего объема такого привлечения средств в местные бюджеты приходилось на Республику Татарстан, а всего самообложение практиковалось в 34 субъектах РФ. По мнению ученого, самообложение уступает инициативному бюджетированию, которому не требуется проведение местного референдума и сбор средств по его результатам со всего местного населения. Инициативное бюджетирование предусматривает привлечение средств части местного сообщества, а не всего населения.