В условиях активных изменений в законодательстве, в том числе в корпоративном праве и законодательстве о рынке ценных бумаг, некоторые вопросы правоприменения заслуживают особого внимания. Потому что, с одной стороны, размеры возможных санкций за невыполнение требований закона очень высоки, с другой — сами требования в последнее время существенно изменились. Одной из таких сфер является раскрытие информации на рынке ценных бумаг1.
Законодатель выделяет две основные разновидности раскрытия информации: раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах и так называемое обязательное раскрытие информации. Заметим, что эти виды не являются взаимосвязанными, и основания возникновения соответствующих обязанностей основаны как на разных нормах законодательства, так и на разных, соответственно, обстоятельствах и фактах деятельности общества.
Раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах
Говоря о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, надо отметить, что основания возникновения и порядок исполнения соответствующей обязанности содержатся в ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), положения которой конкретизированы в разделе IV Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение о раскрытии). В соответствии с указанными нормативными актами обязанность раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах распространяется:
-
на акционерные общества, в отношении акций которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
-
акционерные общества, регистрация хотя бы одного выпуска акций которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
-
акционерные общества, созданные при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
При этом обратите внимание на тот факт, что диспозиции указанных норм закона и Положения о раскрытии связывают возникновение у общества обязанности раскрытия информации в рассматриваемой форме лишь с наличием приведенных выше документов (далее — эмиссионные документы) и не обуславливают ее иными, кроме прямо перечисленных, признаками.
Таким образом, раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах обязаны любые акционерные общества независимо от каких-либо индивидуальных особенностей конкретного АО, в том числе статуса общества и количества акционеров. Единственным обстоятельством, исключающим наличие у общества рассматриваемой обязанности, является утрата таковой в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Освобождение от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах
До 1 января 2011 г. обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах прекращалась на следующий день после опубликования в ленте новостей сообщения о погашении всех акций, в отношении которых был зарегистрирован или утвержден один из эмиссионных документов (п. 5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 16.03.2005 № 05-5/пз-н). Погасить акции можно было либо путем погашения приобретенных обществом акций с их одновременным или последующим погашением, либо в результате конвертации акций (при изменении номинала, дроблении и консолидации). В последнем случае соответствующая обязанность утрачивалась только при условии, что количество акционеров общества не превышало 500.
С 1 января 2011 г. освобождение от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах возможно только в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ, устанавливающей порядок и условия освобождения от данной формы раскрытия информации (ст. 30.1 введена Федеральным законом от 04.10.2010 № 264-ФЗ). С указанной даты согласно ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ соответствующее решение об освобождении принимается только Центральным банком РФ (ранее ФСФР России) по заявлению общества и при соблюдении в числе прочих следующих условий:
-
решение об обращении в Банк России с соответствующим заявлением принято эмитентом в порядке, установленном ст. 92.1 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
-
акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
-
число акционеров эмитента не превышает 500.
При этом реформа корпоративного законодательства, в том числе реформа законодательства о юридических лицах, устранившая деление АО на открытые и закрытые, потребовала внесения изменений и в рассматриваемые нами нормы законодательства, в частности, установления дифференцированного подхода к порядку принятия решения об освобождении от раскрытия информации публичными и непубличными обществами. Такие изменения внесены в соответствующие нормы законодательства о рынке ценных бумаг и акционерных обществах Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ.
Так, вместо ранее предусмотренного ст. 92.1 Закона об АО для любого АО требования о необходимости принятия решения об обращении в Банк России с соответствующим заявлением большинством в 3/4 голосов акционеров, присутствующих на собрании, в отношении публичных АО теперь введено требование о необходимости обеспечения по этому вопросу квалифицированного большинства в 95% голосов всех акционеров такого общества. Кроме того, в ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ включено дополнительное условие для принятия Банком России решения об освобождении от обязанности раскрытия информации в отношении публичной корпорации — принятие таким обществом одновременно с решением об обращении в Банк России с соответствующим заявлением и решения об отказе от публичности. Заметим, что решение об отказе от публичности также принимается большинством в 95% голосов всех акционеров общества (ст. 7.2 Закона об АО).
Установление для публичной компании порядка принятия решения об освобождении от обязанности раскрытия, идентичного порядку принятия решения об отказе от публичности, с условием их совместного принятия представляется логичным и обоснованным.
Публичное общество по смыслу своего правового положения должно раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, поскольку такая форма раскрытия является одним из необходимых условий для публичного обращения акций ПАО, которые даже если и не обращаются на организованном рынке, то всегда должны быть готовы к этому. Соответственно, если общество не может принять решение об отказе от публичности, оно не должно иметь и возможности освободиться от обязанности раскрывать информацию.
Таким образом, обязанность по раскрытию информации по ст. 30 Закона № 39-ФЗ не зависит от индивидуальных особенностей конкретного общества, в том числе и его статуса.
Эта норма в ходе реформы корпоративного законодательства осталась неизменной, тогда как порядок освобождения от обязанности раскрывать информацию с 1 июля 2015 г. изменился и теперь зависит от того, соответствует ли акционерное общество критериям публичности, предусмотренным ст. 66.3 ГК РФ. Стоит также обратить внимание, что общество, получившее освобождение от обязанности раскрывать информацию в установленном законодательством порядке, может приобрести ее вновь при появлении у него условий, указанных законом в качестве оснований возникновения соответствующей обязанности по раскрытию.
Целесообразно также отметить разницу между основаниями возникновения обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах и критериями публичности акционерного общества. Напомним, что согласно ст. 66.3 ГК РФ с учетом разъяснений Центрального банка РФ (см. письмо от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ…») публичным по общему правилу признается общество, ценные бумаги которого публично размещаются или обращаются на условиях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. В свою очередь, публичным размещением/обращением в соответствии со ст. 2 Закона № 39-ФЗ признается совершение на определенных условиях сделок по отчуждению ценных бумаг. Иными словами, при установлении статуса общества имеет значение вид продажи (только публичная, то есть без ограничения числа участников) и факт совершения соответствующих сделок, что, как мы уже отмечали выше, не подлежит учету при установлении факта распространения на АО обязанности раскрывать информацию по ст. 30 Закона № 39-ФЗ.
Соответственно, можно выделить следующие категории АО, которые являются субъектами раскрытия информации в связи с наличием у них одного из эмиссионных документов в отношении его акций (при условии, что общество в установленном порядке не утратило обязанность раскрытия), но не являются при этом публичными обществами:
-
АО, которые на 1 сентября 2014 г. существовали в форме ЗАО (например, бывшее ОАО, осуществившее размещение акций по открытой подписке, но затем сменившее тип общества с открытого на закрытый)2;
-
АО, которые в период с 1 января 2011 г. по 1 сентября 2014 г. осуществили погашение всех акций, в отношении которых были осуществлены регистрация или утверждение соответствующих эмиссионных документов (например, в связи с их конвертацией в акции с иной номинальной стоимостью);
-
АО, эмиссионные документы которых предусматривали отчуждение акций более чем 500 приобретателям, что говорит о распространении на них обязанности раскрытия информации, но круг таких приобретателей в соответствии с этими эмиссионными документами являлся ограниченным путем указания конкретной их категории (например, только работники или акционеры общества), что исключает признание соответствующих продаж публичными;
-
АО, в отношении акций которых имеется хотя бы один из эмиссионных документов, предусматривающих продажу акций неограниченному кругу лиц, но нет подтверждения факта совершения хотя бы одной сделки, связанной с размещением/обращением ценных бумаг на основании такого документа (например, АО, план приватизации которого содержал указание на один или несколько видов публичной продажи (аукцион, коммерческий и инвестиционный конкурс, специализированный аукцион, специализированный чековый аукцион), но в отношении которых ни у общества, ни в архивах государственных и иных уполномоченных органов не имеется документов, подтверждающих факт совершения хотя бы одной такой сделки).
Что изменилось в порядке раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах
Остановимся на изменениях порядка раскрытия информации, действующих с 14 марта 2016 г. (указание Банка России от 16.12.2015 № 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П „О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“»). В отличие от правил раскрытия ежеквартальных отчетов, которые остались неизменными, в нормах о раскрытии существенных фактов появились важные новшества, среди которых можно выделить следующие:
-
исключено требование о раскрытии таких сообщений до 10 утра последнего дня срока исполнения соответствующей обязанности;
-
из перечня существенных фактов исключены сообщения о принятых советом директоров решениях об открытии/закрытии представительств и создании/ликвидации филиалов, а также о согласии на совмещение единоличным исполнительным органом и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления иных организаций;
-
в перечень существенных фактов добавлены сообщения о принятии советом директоров решения о предложении общему собранию установить в решении о выплате дивидендов дату, на которую определяются лица, имеющие право на их получение, а также о подконтрольной обществу организации, переставшей иметь для него существенное значение.
Кроме того, уточнены требования к раскрытию сообщения о таких существенных фактах, как приобретение лицом/прекращение у лица права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции эмитента, и неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг. Также следует обратить внимание на появление нового существенного факта в категории фактов о спорах, связанных с созданием эмитента, управлением и участием в нем. С 14 марта 2016 г. к числу раскрываемых в такой категории сведений относится также сообщение о получении эмитентом уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением (исковым заявлением).
Обязательное раскрытие информации
Общие нормы об обязательном раскрытии информации акционерными обществами содержатся в ст. 92 Закона об АО и раскрываются в разделе VII Положения о раскрытии. Указанные нормативные акты выделяют две группы субъектов обязательного раскрытия (здесь также речь идет о раскрытии информации акционерными обществами, являющимися эмитентами только одного вида ценных бумаг — акций):
-
публичные АО;
-
непубличные АО с количеством акционеров более 50, не осуществлявшие (не осуществляющие) публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг.
Как видно из приведенного перечня, данный вид раскрытия информации в отличие от раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах напрямую связан со статусом общества, что отражается также и на объеме раскрываемой информации. Так, для публичных АО предусмотрен самый широкий перечень раскрываемых документов и сведений, тогда как при установлении объема обязательного раскрытия непубличными обществами законодатель ограничился весьма лаконичными требованиями.
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных документов/сведений, подлежащих раскрытию, обратим внимание на изменение общих требований к такому виду раскрытия информации. И здесь, в первую очередь, необходимо вспомнить об изменениях уже упомянутой ст. 92 Закона об АО (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ), которая ранее устанавливала обязанность раскрытия информации только в отношении открытых обществ. Соответственно, до изменения указанной нормы (до 1 июля 2015 г.) субъектами обязательного раскрытия являлись только ОАО, в том числе и те, в отношении которых отсутствовали признаки публичности, предусмотренные ст. 66.3 ГК РФ.
В соответствии со ст. 92 Закона об АО в новой редакции обязанность раскрытия информации распространяется на публичные и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50. В настоящее время все акционерные общества (даже если в их наименовании остались аббревиатуры «ОАО» или «ЗАО») подразделяются на публичные и непубличные и руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями законодательства независимо от их наименования (ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Обязанность же раскрывать информацию в соответствии со ст. 92 Закона об АО распространяется теперь на следующие общества:
-
публичные, в том числе не приведшие устав в соответствие с ГК РФ и продолжающие существовать с наименованием ОАО;
-
непубличные, в том числе не приведшие устав в соответствие с ГК РФ продолжающие существовать с наименованием ОАО и ЗАО, с количеством акционеров более 50.
При этом публичные общества в соответствии со ст. 92 Закона об АО раскрывают информацию в форме годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, сообщения о проведении общего собрания и иных сведений и документов, устанавливаемых Банком России, а в отношении непубличных АО с количеством акционеров более 50 установлен сокращенный объем раскрываемой информации — только годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность. Говоря о непубличных обществах, не приведших свое наименование в соответствие с Кодексом, следует сделать следующие выводы:
-
непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность раскрытия информации сохранили, но в меньшем объеме (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);
-
непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее от обязанности раскрывать информацию освобождены;
-
ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).
Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, освобожденное от обязанности раскрывать информацию, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т. д.). То же относится и к непубличным ОАО, в отношении которых объем раскрываемой информации сократился, за исключением, соответственно, обеспечения доступности ранее раскрытых годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (то есть тех документов, обязанность раскрытия которых законодателем сохранена).
Новая редакция Положения о раскрытии, устанавливая перечень дополнительных сведений, которые должно раскрывать публичное АО, добавляет к привычному списку раскрываемых обществом документов и сведений (ранее, как мы уже писали, применяемому ко всем ОАО) следующие:
-
уведомление о заключении акционерами публичного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;
-
уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного общества, возмещения причиненных ему убытков, признания сделки публичного общества недействительной или применения последствий ее недействительности;
-
ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах.
Стоит обратить внимание на требование о раскрытии публичным АО информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах. Заметим, что речь идет о раскрытии этих документов в рамках обязательного раскрытия, но не в соответствии со ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Иными словами, публичное общество, которое до 14 марта 2016 г. не являлось субъектом раскрытия ежеквартальных отчетов и существенных фактов на основании законодательства о рынке ценных бумаг по основаниям, рассмотренным нами в первой части статьи, с указанной даты стало носителем этой обязанности, но уже в рамках корпоративного законодательства. Заметим, что все (за редким исключением) акционерные общества, к которым применяются признаки публичности, раскрывают ежеквартальные отчеты и существенные факты именно в соответствии со ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Установление же соответствующей обязанности для всех публичных акционерных обществ в рамках обязательного раскрытия относится в первую очередь к так называемым псевдопубличным компаниям (обществам, не соответствующим критериям публичности, но включившим в устав указание на публичный статус).
Введением такой обязанности Банк России унифицировал требования к деятельности публичных корпораций, устранив диссонанс между ними, основанный на различиях оснований и порядка приобретения публичного статуса. Однако следует учесть, что различия оснований возникновения обязанности раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах влекут и различия в порядке освобождения от такой обязанности.
Так, освобождение от обязанности по раскрытию информации в указанных формах, возникшей на основании норм об обязательном раскрытии, осуществляется не в соответствии со ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ, а автоматически при смене статуса общества. При этом публичное общество, ставшее таковым в связи с включением в устав указания на публичный статус, но не соответствующее критериям публичности, принимает такое решение большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ), тогда как публичное общество, соответствующее критериям публичности, должно обеспечить, как уже отмечалось, 95% от всех акций общества в соответствии со ст. 7.2 Закона об АО.
Применительно к непубличному обществу с числом акционеров более 50 Банк России в соответствующих нормах измененного с 14 марта 2016 г. Положения о раскрытии в дополнение к предусмотренным законом формам раскрытия (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность) ввел обязанность раскрытия таким обществом сведений о приобретении им более 20% голосующих акций другого акционерного общества.
Новые правила обязательного раскрытия отдельных документов
Уделим отдельное внимание некоторым новеллам Положения о раскрытии, касающимся правил раскрытия отдельных документов, входящих в перечень документов обязательного раскрытия.
Изменения в числе прочего коснулись срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Напомним, что такой документ входит в перечень раскрываемой информации всех субъектов обязательного раскрытия.
Действовавшая до 14 марта 2016 г. редакция Положения о раскрытии предусматривала, что срок раскрытия годовой отчетности составляет три дня с даты ее составления, а если годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному ежегодному аудиту — три дня с даты составления аудиторского заключения. В свою очередь, в соответствии со ст. 67.1 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательному ежегодному аудиту подлежит годовая бухгалтерская отчетность всех без исключения АО. Указанные нормы в совокупности с положениями ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), предусматривающей публикацию годовой бухгалтерской отчетности только вместе с аудиторским заключением, приводили к однозначному выводу о том, что срок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности АО зависел только от даты составления аудиторского заключения. Законодательством при этом срок проведения ежегодного аудита прямо не установлен и косвенно следует из содержания ст. 18 того же закона, согласно которой максимальным сроком подготовки аудиторского заключения по итогам истекшего финансового года является 31 декабря следующего года.
Учитывая все вышеизложенное, раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в течение трех дней с даты аудиторского заключения, составленного с нарушением срока, равно как и нераскрытие отчетности при отсутствии ежегодного аудита, означало отсутствие нарушений, связанных с раскрытием информации на рынке ценных бумаг.
С 14 марта 2016 г. п. 71.4 Положения о раскрытии изложен в новой редакции: «Годовая бухгалтерская отчетность раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения..., но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности». Здесь важно, что в норму включены положения о максимальном сроке раскрытия годовой отчетности, который, в свою очередь, зависит от максимального срока представления обязательного экземпляра такой отчетности. Последний установлен уже упомянутой ст. 18 Закона о бухучете и истекает 31 марта следующего за отчетным года.
Учитывая данные положения, следует констатировать тот факт, что теперь максимальным сроком раскрытия годовой бухгалтерской отчетности следует считать 3 апреля следующего за отчетным года, и эту же дату следует признать максимальным сроком подготовки аудиторского заключения теми АО, на которые, соответственно, распространяется обязанность ее раскрытия. Следовательно, теперь раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в течение трех дней с даты составления аудиторского заключения, но позднее 3 апреля, будет образовывать состав административного правонарушения, как, впрочем, и раскрытие годовой отчетности до указанной даты, но без аудиторского заключения (информационное письмо Банка России от 30.03.2016 № ИН-06-52/17).
Также следует обратить внимание на изменение требований к раскрытию годового отчета акционерного общества, которые установлены главой 70 Положения о раскрытии.
Помимо изменений, связанных с приведением порядка утверждения и подтверждения достоверности данного документа в соответствие с новыми нормами ГК РФ и Закона об АО (например, возможность передачи вопроса об утверждении годового отчета в компетенцию совета директоров в непубличном обществе), Положением о раскрытии изменены и требования к его содержанию, среди которых можно выделить следующие:
-
при раскрытии в годовом отчете информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, помимо ранее предусмотренной информации необходимо указывать основания, по которым те или иные лица признаются заинтересованными в сделке;
-
при раскрытии в годовом отчете информации о крупных сделках/сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, акционерными обществами, на которые распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета, допускается возможность вместо перечня сделок указывать лишь ссылку на уже раскрытую информацию с указанием адреса страницы в интернете, на которой осуществлено такое раскрытие, а также наименования и иных идентификационных признаков документа, в котором раскрыта данная информация;
-
в годовом отчете теперь необходимо указывать сведения о его утверждении общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом), если вопрос об утверждении годового отчета отнесен уставом акционерного общества к его компетенции.
Новыми нормами Положения о раскрытии изменены также требования и к раскрытию в годовом отчете сведений о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, которые должны включать в годовой отчет акционерные общества, акции которых допущены к организованным торгам (п. 70.4)3.
1 В этой статье речь пойдет о раскрытии информации акционерными обществами, являющимися эмитентами только в отношении одного вида ценных бумаг — акций.
2 Статья 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ.
3 См. письмо Банка России от 17.02.2016 № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления».