Когда участник ООО в качестве вклада в уставный капитал хочет внести недвижимое имущество, перед ним и другими участниками встает вопрос о том, сколько это имущество стоит. Поскольку уставный капитал общества является гарантией для его кредиторов, оценка вклада должна быть объективной. Поэтому законодательством предусмотрена норма о независимой оценке неденежного вклада в уставный капитал. Обязательно ли это требование и какие последствия может повлечь его неисполнение, читайте в этом материале.
В условиях нестабильной ситуации в экономике России для многих компаний способом привлечения ресурсов для реализации проектов и поддержания в целом коммерческой деятельности становится получение дополнительных средств как источников финансирования со стороны их участников (российских или иностранных компаний).
Российское законодательство содержит несколько базовых правовых инструментов подобного финансирования: заем, вклад в уставный капитал и вклад в имущество общества.
Наиболее распространенным является привлечение заемного капитала. Однако данный инструмент может предполагать длительное согласование процедуры привлечения средств, необходимость предоставления гарантий финансовой устойчивости, а в некоторых случаях — уменьшение прибыли в связи с необходимостью выплат по заемным источникам.
В качестве альтернативы с точки зрения бизнеса можно рассмотреть и другие инструменты финансирования, в частности, те, при которых не возникает движения денежных средств и возможной негативной разницы курсовых колебаний при валютных операциях. Особый интерес в данной связи представляет внесение недвижимости в качестве вклада в уставный капитал. Срок для реализации данной процедуры, как правило, незначительный и составляет один-два месяца1.
Основные этапы внесения недвижимости в уставный капитал
Последовательность действий, изложенная в форме таблицы, может пригодиться в качестве наглядной инструкции обществу, которое рассматривает такой способ финансирования.
На практике наибольшее количество вопросов возникает в связи с необходимостью проведения независимой оценки имущества (этап 1). Это один из самых важных этапов всей процедуры внесения вклада в уставный капитал.
Независимая оценка при внесении вклада в уставный капитал
Законодательство предусматривает проведение оценки неденежных вкладов в уставный капитал в качестве обязательного требования вне зависимости от стоимости имущества2, не упоминая о последствиях, которые наступают при несоблюдении данного требования. Возникает вопрос: каким образом непроведение процедуры оценки может повлиять на права общества как собственника недвижимого имущества?
Для ответа на данный вопрос обратимся к судебной практике: существует две основные позиции судов.
Согласно первой позиции внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал без проведения независимой оценки может быть признано недействительной сделкой.
В ходе анализа судебной практики нами было выявлено несколько дел, в которых истцы заявляли требования о признании сделки недействительной (ничтожной) как противоречащей требованиям закона или иного правового акта (ст. 168 ГК РФ). Требования обосновывались тем, что оценка неденежного вклада в уставный капитал (объектов недвижимости) не проводилась, независимый оценщик не привлекался, то есть был нарушен порядок определения общим собранием участников рыночной стоимости отчуждаемых объектов недвижимости (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19.07.2012 № Ф09-5414/12 по делу № А34-3155/2011, от 19.05.2010 № Ф09-4585/09-С4 по делу № А60-24585/2008-СР, Поволжского округа от 12.12.2011 по делу № А72-8529/2010).
Следует отметить, что в действующей редакции ст. 168 ГК РФ сделка, противоречащая закону или иным правовым актам, по общему правилу, будет считаться оспоримой, а не ничтожной. А это значит, что истец должен доказать, что внесение вклада без отчета оценщика нарушает его права или охраняемые законом интересы, что повлекло за собой неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК РФ).
Какие из этого следуют выводы?
В случае если имущество было внесено в уставный капитал без проведения независимой оценки, такая сделка может быть признана недействительной. В этом случае внесенное в уставный капитал имущество будет возвращено его прежнему собственнику — участнику общества.
Согласно второй позиции внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал без проведения независимой оценки не влечет недействительность такой сделки, однако имеет значение для последующего отчуждения такого имущества.
Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии сформированной в ряде судебных решений точки зрения, противоположной приведенной выше первой позиции. В частности, в одном из дел суд подчеркнул, что законом не установлен срок для проведения денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества (что фактически позволяет обществу провести такую оценку в любое время). По мнению суда, закон также не допускает возможности признания несостоявшимся увеличения уставного капитала, если оценка вклада была проведена несвоевременно или же вовсе не проводилась (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2010 по делу № А26-6224/2008). Кроме того, суд отметил, что независимая оценка, как следует из положений п. 2 ст. 15 Закона об ООО, необходима для обеспечения исполнения обязательств общества при недостаточности его имущества, в частности, для возложения на участников общества и независимого оценщика солидарно-субсидиарной ответственности по обязательствам общества, если стоимость неденежных вкладов была завышена.
В пользу данной позиции свидетельствует также и правоприменительная практика, сложившаяся по поводу оплаты долей в уставном капитале общества в случае его увеличения в результате внесения вклада. Если независимая оценка не проводилась, но решение о внесении вклада было принято и имущество было фактически передано обществу, отсутствие указанной оценки не может служить основанием для вывода о том, что участники не оплатили свои доли в уставном капитале общества (см, например, постановления ФАС Центрального округа от 12.12.2006 по делу № А35-9180/05-С11, Поволжского округа от 28.11.2006 по делу № А65-1905/2006-СГ3-12, Московского округа от 21.01.2007 № КГ-А40/13009-06 по делу № А40-14561/06-138-119, Волго-Вятского округа от 31.12.2009 по делу № А11-7231/2008-К2-26/450).
Какой вывод следует из этой позиции?
Общество считается собственником переданного в уставный капитал имущества, даже если независимая оценка такого имущества не проводилась.
Вторая позиция может представляться более обоснованной. Отсутствие отчета независимого оценщика может повлиять на размер уставного капитала, то есть, в конечном итоге, на размер стоимости чистых активов, но не может повлиять на сам факт перехода права при условии волеизъявления всех участников общества. Действительно, если бы каждая подобная сделка могла быть оспорена, положение кредиторов оказалось бы под угрозой, в то время как независимая оценка как правовой инструмент направлена в первую очередь на защиту интересов кредиторов компании. Таким образом, требование о привлечении независимого оценщика утрачивало бы всякий смысл.
Надо отметить, что при создании хозяйственного общества отсутствие отчета независимого оценщика не может служить основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 2.4 письма ФНС России от 08.10.2015 № ГД‑4-14/17525@, постановление АС Центрального округа от 22.01.2016 № Ф10-4744/2015 по делу № А09-2747/2015.).
В то же время следует отметить, что судебная практика по позиции, согласно которой сделка признается недействительной, является более актуальной, что косвенно свидетельствует об общей тенденции к ужесточению требований к процедуре внесения неденежного вклада.
Кроме того, значимость проведения независимой оценки также усиливается благодаря законодательному закреплению дополнительного требования к информационной открытости процедуры оценки. С 1 июля 2016 г. заказчик должен включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об оценке объекта оценки, в частности, в случае внесения имущества в уставный капитал хозяйственного общества (ст. 8.1 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Таблица
№ |
Процедурные этапы |
Обязательность этапа |
---|---|---|
1 |
Независимая оценка |
+* |
2 |
Решение о внесении вклада |
+ |
3 |
Нотариальное заверение решения о внесении вклада** |
+ |
4 |
Фактическая передача |
+ |
5 |
Государственная регистрация права собственности |
+ |
6 |
Корпоративное решение об утверждении итогов внесения |
Может потребоваться*** |
7 |
Государственная регистрация изменений в устав |
+ |
8 |
Переоформление права аренды земельного участка (если применимо)**** |
Может потребоваться |
* Значок + обозначает обязательное действие. ** Новое правило, введенное п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). *** Пункт 1 ст. 19 Закона об ООО. На практике такая процедура применяется крайне редко, как и, в целом, внесение дополнительных вкладов в размере, не превышающем части общей стоимости дополнительных вкладов, пропорциональной размеру доли соответствующего участника в уставном капитале. **** Для случаев передачи недвижимости, расположенной на арендуемом земельном участке. |
Основные выводы
Кратко суммируя изложенное выше, можно прийти к следующим выводам.
Отсутствие независимой оценки может повлечь за собой недействительность сделки по переходу права собственности на имущество к обществу в результате внесения вклада в его уставный капитал.
В связи с этим стоит во избежание возможных юридических рисков рекомендовать лицам, вносящим неденежный вклад в уставный капитал, своевременно организовывать процедуру независимой оценки передаваемого имущества — до момента государственной регистрации права собственности на такое имущество за ООО.
Если же вклад уже внесен в уставный капитал и право собственности общества на переданное недвижимое имущество зарегистрировано без проведения независимой оценки, то это создает потенциальную возможность оспаривания права общества на такое имущество. Рекомендуется провести независимую оценку имущества, в том числе и после завершения процедуры передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал, поскольку закон не устанавливает строгих сроков для ее проведения.
К сведению
В действовавшем до недавнего времени приказе Минюста России от 01.07.2002 № 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в перечне дополнительных документов, предоставляемых регистратору для осуществления действий по государственной регистрации права собственности общества на имущество, внесенного в качестве вклада в его уставный капитал, отчет независимого оценщика указан не был. А вот в действующем на сегодняшний день приказе Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в перечне документов, прилагаемых к заявлению о регистрации права собственности на объект недвижимости, переданный в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, указано в том числе решение об утверждении денежной оценки объекта недвижимости, вносимого в качестве вклада в уставный капитал (п. 3.1.7).
1 Без учета времени на оценку имущества: от трех до четырех недель в среднем.
2 В связи с появлением в ГК РФ ст. 66. 2 проведение оценки больше не привязано к определенному стоимостному порогу, как это было раньше — 20 000 руб. в ООО (п. 3 ст. 15 Закона об ООО), теперь оценку неденежного вклада в уставный капитал надо проводить во всех случаях.