[+] Отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции по объективным причинам не свидетельствует об утрате налогоплательщиком имеющегося у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя
(Постановление АС Дальневосточного округа от 10.02.2016 № Ф03-6477/2015)
В ходе налоговой проверки индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН, налоговая инспекция пришла к выводу об утрате им права на применение ЕСХН в 2012 г. и об отсутствии права на применение данного режима налогообложения в 2013 г. по причине несоблюдения им по итогам 2012 г. предусмотренных подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ условий. По мнению инспекции, поскольку в 2012 г. предприниматель хозяйственную деятельность не осуществлял, к вновь зарегистрированным предпринимателям не относился, правовые основания для признания его плательщиком ЕСХН отсутствовали. В итоге предпринимателю были доначислены налоги исходя из общего режима налогообложения.
Предприниматель обратился в суд.
Арбитражный суд первой инстанции поддержал налоговиков. Он пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение ЕСХН ввиду того, что в 2012 г. заявителем вылов водных биологических ресурсов не осуществлялся, среднесписочная численность работников отсутствовала, какие-либо расходы, связанные с подготовительной работой для осуществления деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, не были понесены.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к противоположным выводам, указав на то, что отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции по объективным причинам не свидетельствует об утрате налогоплательщиком имеющегося у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
АС Дальневосточного округа, признавая выводы апелляционного суда правильными, обратил внимание на следующее.
В 2011 г. предприниматель, единственным видом деятельности которого является вылов рыбы и водных биологических ресурсов в открытых районах Мирового океана на принадлежащих ему судах с последующей реализацией добытой продукции, применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правомерность применения специального режима налогообложения в указанный период инспекцией подтверждена.
Согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Судом установлено, что предприниматель в 2012 г. вылов водных биологических ресурсов не осуществлял по причине нахождения трех плавсредств в ремонте, который в силу объективных причин осуществлялся предпринимателем самостоятельно. Данные обстоятельства явились препятствием для освоения полученных квот в период с 20 июля 2012 г. по 15 сентября 2012 г. и послужили основанием для отказа в проведении промысла. Доказательства, подтверждающие осуществление заявителем иного вида деятельности, в материалы дела не представлены.
Кроме того, в 2013 г. доля выручки предпринимателя от реализации рыбопродукции составила 95% от всей выручки, количество работников составляло 26 человек, вылов водных биологических ресурсов производился на собственных судах. Следовательно, предприниматель, осуществив в 2013 г. вылов и реализацию рыбопродукции, правомерно применил систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и исчислил ЕСХН.
Приостановление предпринимателем деятельности в 2012 г. в силу наличия причин, препятствовавших осуществлению вылова водных биологических ресурсов, не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующие об утрате им статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.