Российских медиков будут подвергать дополнительной аккредитации

| статьи | печать

Начиная с текущего года выпускники фармацевтических и стоматологических отделений медицинских вузов будут не только сдавать выпускные экзамены, но и проходить первичную аккредитацию, как их коллеги в США, Канаде и многих других странах.

В 2017 г. на эту систему перейдут остальные студенты-медики. К 2025 г. на аккредитацию будут переведены все специалисты. Новый вид проверки будет состоять из трёх этапов. Медики будут проходить теоретический тест, после чего необходимо будет продемонстрировать практические навыки, а последний этап будет заключаться в оценке компетентности врача по его общению с пациентом и точности установки диагноза. Изменится и состав экзаменационной комиссии, которая будет состоять из трёх частей — специалистов врачебного сообщества, представителей работодателя и представителей медицинских вузов. Первая такая процедура аккредитации коснётся студентов, которые заканчивают вузы в этом году. Помимо аккредитации параллельно будет внедрена система непрерывного медицинского образования «дистанционное образование».

«Российские медицинские работники должны проходить переподготовку регулярно, — считает директор Научно-исследовательского института Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. — За основу должна быть взята европейская и американская практика, где врачи повышают свою квалификацию не раз в пять лет, как сейчас происходит у нас в России, причём это у нас это формально, а получение квалификации происходит постоянно, непрерывно, без отрыва от рабочего процесса. После прохождения этой программы приобретается больший уровень знаний, навыков, растёт уровень как финансовых, так и карьерных ожиданий. Поэтому система аккредитации наиболее подходит нынешней системе здравоохранения, ведь за пять лет медицина удваивает свои знания».

«Для того чтобы аккредитация не превратилась в формальность, нужно очень хорошо разработать профессиональные стандарты, — говорит директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. — К сожалению, на сегодняшний день удалось разработать их только по двум специальностям — стоматологии и фармацевтике, ровно потому, что там очень сильные организации профессионалов, и они разрабатывали эти стандарты. В других специальностях это только предстоит отрабатывать. Это очень небыстрый процесс, мало того, вся эта история растянется не на десять лет, а на более долгий период, потому что появляются новые профессии, новые знания. Аккредитация — это бесконечный процесс».

То, как прошли первую аккредитацию 57 выпускников из вузов со всей страны, смогли наблюдать участники конференции «Организация и проведение процедуры первичной аккредитации специалистов по специальности „стоматология“». Имитационная репетиция» Конференция была организована Федеральным методическим центром аккредитации на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова по поручению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, которая лично приехала посмотреть, как проходят аттестационные испытания.

На первом этапе аккредитации студенты отвечали на вопросы тестов. Второй этап — симуляционный: студенты проходили пять различных станций, на каждой из которых их ожидали симулированные задачи на какой-либо блок компетенций — и общепрофессиональных, и специализированных. На прохождение каждой станции давалось не более десяти минут. Третий этап — ситуационный: аккредитуемые разбирали три клинических случая. Этот этап позволяет увидеть алгоритм и последовательность клинического мышления. Первые два этапа процедуры проходили без прямого контакта с экзаменатором, с использованием компьютерной техники. Подбор заданий также осуществлялся случайным выбором компьютерной программы из базы, подготовленной специалистами. На третьем этапе испытуемый представал перед комиссией, состоящей из представителей профессионального сообщества, работодателя и образовательных (или научных) организаций. В целом эксперимент начинающие медики прошли достаточно успешно. Те из участников эксперимента, кто не справился с заданиями «репетиции», ещё имеют время подготовиться к действительной процедуре аккредитации, которая пройдёт в июле. Выпусники, сразу начинающие профессиональную деятельность на определённых должностях, должны будут ежегодно через официальную систему НМО проходить от 50 часов обучения в режиме онлайн, участвуя в конференциях, прослушивая лекции, проходя тренинги. При этом программу своего дополнительного образования каждый медик будет формировать самостоятельно, выбирая именно те обучающие курсы, которые необходимы в его ежедневной практике. Заработав за пять лет 250 баллов (кредитов), врач должен будет получать повторную аккредитацию, подтверждая своё право на профессию и карьерный рост. Для организации эффективного образовательного процесса создан специализированный интернет-портал. Сегодня на нем размещено более 2000 программ обучения в вузах, более 150 учебных модулей.

В. Скворцова, выступившая на первом экспериментальном опыте аттестации, сообщила о том, что определяет медицинское образование как «один из наиболее динамично развивающихся блоков здравоохранения».

«Поскольку мы не хотели бы, чтобы введение аккредитации вызвало турбулентность в отрасли, мы очень бережно и поэтапно ее внедряем, — сказала министр. — Те специалисты, которые работают сейчас в отрасли по сертификатам, до окончания сертификата могут работать. А вот после окончания сертификата уже перейдут на новую процедуру аккредитации. Профессиональное медицинское сообщество должно приложить максимум усилий, чтобы система аккредитации работала без сбоев».