Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации сократился с 0,6% ВВП в 2014 г. до 0,2% ВВП в прошлом году. Однако анализ показывает, что снижение дефицита произошло из-за уменьшения возможностей заимствования регионами и сокращения финансовой помощи из федерального центра. В будущем большинство регионов будет вынуждено сокращать свои бюджетные расходы, чтобы поддерживать дефицит на приемлемом уровне.
У российских регионов, по оценке экспертов Центра исследований региональных реформ (ЦИРР) РАНХиГС, растет государственный долг. Это приводит к увеличению процентных расходов, которые будут отвлекать все больше бюджетных ресурсов, к проблемам с рефинансированием долга и к нарушению ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ в отношении государственного долга. Так, если до кризиса в 2008 г. отношение государственного долга регионов к налоговым и неналоговым доходам их бюджетов составляло в среднем 15,2%, то по итогам 2015 г. оно достигло уже 36,5%.
В соответствии с Бюджетным кодексом указанное соотношение не должно превышать 100%, а для высокодотационных регионов соответствующая планка установлена на уровне 50%. Исключение сделано для бюджетных кредитов, объем которых может быть исключен из указанных ограничений, но лишь до 1 января 2018 г.
Трудности надолго
Нарастание региональных долгов и отсутствие в течение длительного времени каких-либо признаков устойчивого улучшения условий внешней торговли, а также ближайших перспектив снятия с России экономических санкций, по мнению аналитиков ЦИРР, подталкивают региональные элиты к мысли, что нынешние финансовые проблемы носят долгосрочный характер. Более того, что сегодняшнее состояние экономики России — это не временный провал, как в 1998 и 2009 гг., а новый режим ее функционирования. К тому же, федеральный центр, испытывая проблемы с собственным бюджетом, с 2010 г. сокращает реальный объем финансовой помощи регионам.
«В этих условиях регионам не оставалось ничего другого кроме сокращения расходов. Так, в 2015 г. расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации впервые с 1992 г. оказались ниже 12% ВВП (11,8%), — комментирует ситуацию директор ЦИРР Александр Дерюгин. — Таким образом, относительно неплохие параметры сбалансированности региональных бюджетов в 2015 г. явились следствием не улучшения, а ухудшения финансового положения регионов и невозможности осуществлять заимствования в необходимом объеме».
Доходы и расходы будут снижаться
В I квартале 2016 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сократились на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной причиной этого падения стало снижение поступлений неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней (98,3 и 95% к I кварталу 2015 г. соответственно).
Налог на прибыль организаций тоже пока демонстрирует понижательную динамику (99,7% к аналогичному периоду прошлого года) и высокую волатильность по субъектам Федерации.
В динамике поступлений НДФЛ, который является основным доходным источником регионов (27,3% общего объема доходов их бюджетов в 2015 г.), после продолжительного нисходящего тренда наметились положительные изменения. Впервые с ноября 2014 г. темпы роста поступлений этого налога, а также темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы превышали 107% на протяжении двух месяцев подряд, перекрыв уровень инфляции. В итоге за I квартал 2016 г. поступления НДФЛ выросли на 8,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это дает некоторую надежду на улучшение ситуации с поступлением данного налога.
В территориальном разрезе ситуация разнородная. Лишь в 34 субъектах Федерации рост доходов консолидированного бюджета в номинальном выражении оказался положительным, из них в 16 регионах он превысил текущий уровень годовой инфляции. Хуже всего ситуация с доходами в I квартале 2016 г. обстояла в Южном и Сибирском федеральных округах, лучше всего — в Дальневосточном округе.
Что касается перспектив динамики доходов региональных бюджетов, то, по оценке ученых ЦИРР, можно отметить следующие тренды. В условиях снижения уровня инфляции, а также отсутствия девальвационного эффекта, в 2016 г. можно ожидать общего снижения прибыльности организаций, что отрицательным образом скажется на поступлениях налога на прибыль, темпы роста которого в целом могут оказаться ниже показателей 2015 г.
Наметившийся рост поступлений НДФЛ и его налоговой базы в значительной степени носит точечный характер, поэтому ожидать роста поступлений этого налога темпами, превышающими инфляцию, в большинстве регионов все-таки не следует.
Темпы роста трансфертов из бюджетов других уровней будут несколько выше, чем по итогам I квартала (–5%), но в целом за год останутся отрицательными, как это вытекает из параметров федерального бюджета на 2016 г., в соответствии с которым предусмотрено их снижение примерно на 2%.
В целом по итогам года можно ожидать дальнейшего снижения реальных доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.