Ни Россия, ни ОПЕК не готовы, по мнению экономистов ВШЭ, к заморозке добычи нефти, поэтому рост нефтяных котировок, который наблюдался в последние месяцы, может оказаться временным. Все крупные производители нефти стремятся пополнить доходы своих бюджетов и сохранить свою долю на мировом рынке, что может привести к росту добычи. Уравновесить этот процесс можно лишь за счет сохранения относительно низких цен на рынке и ухода с него «дорогой» нефти.
Провал встречи крупнейших экспортеров нефти в Дохе в апреле в определенной мере облегчил жизнь отечественным производителям углеводородов. В марте нефтедобыча достигла очередного максимума и составила 10,91 млн баррелей в сутки против 10,88 млн баррелей в январе и феврале. С начала года добыча, очищенная от сезонного фактора и случайных колебаний, ежемесячно растет на 0,2—0,3%. С учетом этой тенденции объем добычи нефти в текущем году может составить не менее 545 млн т (рост на 2,2% к предыдущему году). Заморозка же добычи на январском уровне предполагает годовой объем на уровне примерно 540 млн т (+1,3%). Это, кстати, соответствует официальной оценке Минэнерго, согласно которой в России добыча нефти в 2016 г. ожидается на уровне 536—540 млн т.
Рост добычи в России может быть поддержан соответствующими инвестициями, вводом новых скважин и ростом объема эксплуатационного бурения. В прошлом году российские компании активно инвестировали в бурение. Число новых скважин превысило уровень 2014 г. на 4%, а за два месяца текущего года ввод новых скважин увеличился еще на 9%. Объем эксплуатационного бурения в 2015 г. вырос на 13%, в текущем году — на 10%.
Ослабление рубля и невысокие затраты на добычу углеводородов, по мнению аналитиков «Вышки», будут поддерживать инвестиционную активность отечественных нефтяных компаний. Похожую оценку дал глава Минэнерго Александр Новак, который считает, что объем инвестиций в отрасли в текущем году сохранится на уровне 2015 г.
Вместе с тем в условиях устойчивого (с сентября прошлого года) сокращения избытка предложения нефти на мировом рынке для независимых (не входящих в ОПЕК) производителей нет острой необходимости в заморозке добычи. Ежемесячная скорость «обнуления» мирового дисбаланса нефти составляет в среднем около 140 000 баррелей в сутки. Правда, в последние месяцы скорость несколько замедлилась, что отодвигает перспективу восстановления баланса на 2017 г. Заморозка добычи, с одной стороны, ускорит этот процесс, но с другой — приведет к более быстрому росту цен на нефть и создаст условия для увеличения добычи сланцевой нефти в США.
ОПЕК тоже вряд ли разрешит внутренние противоречия. Иран готов нарастить добычу как минимум до 4 млн баррелей в сутки (сейчас — 3,2 млн баррелей), Ирак — до 4,8 млн баррелей (сейчас — менее 4,2 млн баррелей). Суммарный прирост добычи в этих двух странах в течение года может составить 1,4 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия в состоянии адекватно им ответить в целях удержания своей доли на мировом рынке. Если это наращивание добычи нефти произойдет, цены могут упасть ниже январского минимума. Не все члены ОПЕК смогут выдержать это испытание.
«Поскольку ни Россия, ни ОПЕК не готовы к заморозке добычи нефти, нынешний рост цен может оказаться временным, — прогнозирует эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. — Каждый крупный производитель нефти стремится пополнить доходы бюджета и сохранить свою долю на мировом рынке, что приведет к росту добычи. Уравновесить этот процесс можно лишь за счет сохранения достаточно низких цен на рынке и ухода с него „дорогой“ нефти».
«Мы полагаем, что нефть еще упадет к 40 долл. за баррель, а пара доллар — рубль еще будет выше 70 руб. за доллар, — комментирует положение аналитик ВТБ Алексей Михеев. — Цена нефти в рублях уже поднялась до 2980 руб. за баррель, отрада для бюджета. Впрочем, очевидно, что если нефть начнет быстро падать, то нефть в рублях будет обратно снижаться в цене».