Российский авторынок может начать восстановление с 2017 г. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он отметил, что 2016 г. станет для автопроизводителей переломным. Чтобы позволить автопредприятиям сократить накопленные убытки и ряд текущих расходов, Кабинет министров в текущем году выделил 23 млрд руб.
Денис Мантуров в интервью телеканалу «Россия 24» оценил спад автомобильного производства в России в 2016 г. на уровне 5—7%. В дальнейшем, по его мнению, положение должно измениться. Министр пояснил, что такой прогноз связан с тем, что российская экономика в целом уже подготовлена к росту, именно поэтому в ведомстве исходят из того, что уже в 2017 г. в автопроме РФ начнется постепенный процесс восстановления.
Ранее перспективы развития автомобильной промышленности до 2025 г. обсудили в Тольятти участники заседания Комитета по развитию кооперации и локализации в автомобильной промышленности «Союза машиностроителей России». Первый вице-президент СоюзМаша России, первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев подчеркнул, что встреча проходит в непростое для отрасли время: падение рынка привело к сокращению рабочих мест, вынудило ряд предприятий отрасли с февраля этого года перейти в режим неполного рабочего времени.
Недосмотр Минпромторга привел к ряду проблем
«Падение производства в этом году произошло практически на треть, это очень много. На наш взгляд, определенные шаги со стороны не только руководителей промышленных предприятий, но и Минпромторга могли бы помочь производителям автокомпонентов пережить это время гораздо более комфортно», — сказал В. Гутенев, отметив, что не все ранее принятые решения были верными. К примеру, по мнению производителей, целый ряд проблем, с которыми столкнулась отрасль, возник в том числе из-за недостаточного контроля Минпромторгом соглашений по локализации, которые были заключены с зарубежными компаниями, работающими на российском рынке.
В. Гутенев акцентировал внимание на том, что даже в условиях падения потребительского спроса необходимо использовать возможности для роста российского рынка автокомплектующих: «Падение спроса — это одно, а сокращение использования российских комплектующих — другое. Когда мы проводили анализ устойчивости автомобильного рынка, я был чрезвычайно удивлен ответом от некоторых заводов, в том числе от АвтоВАЗа, о значительно возросшей доле зарубежных поставщиков комплектующих».
По мнению депутата, в условиях, когда руководство страны оказывает существенную помощь отечественным производителям, в частности, за счет субсидий и преференций, такой ситуации не должно возникать. «Наш российский производитель не может находиться в менее привилегированном положении, чем производитель из-за рубежа. К тому же, низкий курс рубля и большой кадровый потенциал дают возможность, в том числе и зарубежным инвесторам, получать за счет развития и локализации в России производств достаточно серьезный доход», — убежден В. Гутенев.
Президент ОАО «АвтоВАЗ» Николя Мор также подчеркнул важность локализации, отметив, что ему уже доводилось работать в сфере закупок, в том числе над локализацией поставщиков для производства в Китае, Бразилии, Румынии и других странах. «Есть очень большие преимущества в близком расположении поставщиков, когда они локализуют производство рядом с производством заказчиков. С этой точки зрения мы стараемся поощрить и привлечь поставщиков, работающих здесь, в Самарской области, чтобы они повышали уровень локализации», — отметил Н. Мор.
Автопром сохранит господдержку
В целях поддержки отечественного автопрома председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановления, направленные на продление программ льготного автокредитования и льготного лизинга, а также на компенсацию части затрат предприятий в связи с производством автомобилей.
Постановление Кабинета министров № 344 утверждает выделение Минпромторгу России 16,3 млрд руб. на продление программ льготного автокредитования и льготного лизинга. Программы стимулируют спрос на новые автомобили в условиях высоких кредитных ставок.
По результатам 2015 г. программа льготного автокредитования (1 апреля — 31 декабря) позволила дополнительно продать более 243 000 автомобилей, а льготный лизинг (15 мая — 31 декабря) — более 33 000. С 1 января по 17 апреля 2016 г. продано более 63 000 автомобилей в кредит по льготной ставке. Средняя ставка с учетом предоставляемой скидки составила 10,03%. Также в этот период заключено более 9000 договоров льготного лизинга.
Согласно утвержденному постановлению № 351 Минпромторгу России направляются бюджетные ассигнования в размере 22,5 млрд руб. для предоставления в 2016 г. субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств.
«Документ предусматривает компенсацию части затрат на производство машин, около 23 млрд руб. из бюджета должны позволить автопредприятиям сократить накопленные убытки и ряд текущих расходов», — цитирует Д. Медведева агентство ТАСС. Премьер полагает, что меры, утвержденные правительством, обеспечат дополнительные объемы производства автомобилей в России, стабилизируют финансово-экономические показатели российских автопроизводителей и предприятий смежных отраслей, позволят сохранить рабочие места.