В российском театральном мире в разгаре самая горячая пора — окончательно определяется, кому и сколько будет дано казённых денег на содержание, а кого обойдут благостью. Страсти кипят шекспировские.
На этот раз деятели культуры увлечённо спорят про такой аспект, влияющий на выдачу денег: должна ли власть командовать, сколько премьер обязан представить облагодетельствованный театр, или не должна. До сих пор это чётко прописывалось в так называемых госзаданиях. Но грянули перемены.
Многие известные театры не так давно получили утверждённые госзадания, по которым в 2016 г. будет проходить финансирование учреждений культуры. И увидели, что в основополагающем документе теперь отсутствует обязательный ранее пункт, в котором содержалась разнарядка выпуска новых спектаклей.
Отныне театру предоставляется право самому выбирать, на что тратить бюджет. Театр может выпустить большую и дорогую премьеру, а может пустить деньги на оплату услуг коммунальных служб.
Многие российские театры работают по госзаданию, учредители при этом разные. Это и Министерство культуры России, и Департамент культуры города Москвы, а в провинции это могут быть областные отделения министерства или другие государственные организации. Театр, соответственно, распоряжается деньгами самостоятельно — выплачивает актёрам и всем своим сотрудникам зарплату, платит коммунальные платежи, осуществляет постановочные затраты.
В 2016 г. театры должны быть переведены на новую систему, когда субсидии призваны заменить привычное бюджетное финансирование. В этом случае театр получает госзаказ — на что и выписываются деньги. Но внезапно из госзадания исчез пункт о выпуске новых спектаклей. При этом деньги, которые театры предполагали потратить на свои премьеры, в бюджете сохранены, хотя и в сниженном объёме.
Повод для тревоги появился при этом как в привилегированных коллективах, таких 15, так и в менее успешных. В Департаменте культуры их называют «неэффективными». Объём финансирования театров будет зависеть от эффективности их работы. Источник, близкий к руководству Департамента, сообщил, что дотации неэффективным театрам будут сокращены, в то время как эффективные театры получат средства в большем объёме.
Основным критерием эффективности театров стала их посещаемость. На основании этого городскими властями были отобраны 15 наиболее успешных театров, в число которых вошли Театр сатиры, Театр им. Маяковского, «Современник», «Ленком», «Театр имени Моссовета», «Мастерская Петра Фоменко», Театр оперетты, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая опера», «Театр на Юго-Западе» и др. Такое решение было принято в связи с необходимостью оптимизации московских театров. Столичная мэрия создала рабочую группу, в которую вошли руководители эффективных театров, и поставила перед ней задачу решить, как оптимизировать работу за счёт перераспределения финансирования.
Исходя из этого, театры освобождаются от обязательства ставить новые спектакли — из госзадания (документа, регламентирующего порядок финансирования бюджетных учреждений за счёт выполнения государственного задания. — Прим.ред.) был исключён пункт, закреплявший необходимость играть премьеры.
С тем, что список финансирования составляют, ориентируясь на количество проданных билетов, не согласны многие известные актёры и режиссёры.
«Я потрясён этой новостью! — говорит председатель Союза театральных деятелей (СТД), а по совместительству — худрук театра Et Cetera Александр Калягин. — Слов нет! Давайте порассуждаем. Если в семье один ребёнок учится на пятёрки, а другой на тройки, что, троечника перестать кормить или отдать в интернат? Нормальный родитель задумается, как сделать так, чтобы подтянуть и другого ребёнка. Я убеждён, что критерии успешности театров, которые решили применить в Москве, неверны, а с учётом кризиса особенно безжалостны. Число проданных билетов не главный показатель дееспособности творческого коллектива. Можно показывать малохудожественные спектакли, но при этом собирать полные залы. А теперь, когда финансироваться будут лишь 15 из 88 театров столичного подчинения, не попавшие «в золотой список», что — обречены на смерть?»
В поддержку позиции Департамента культуры г. Москвы выступает режиссёр Валерий Сторчак. «Русский драматический театр — элитарный вид искусства, требующий высокой подготовки актёров, режиссёров, художников-сценографов, — утверждает режиссёр. — А сумасшедшие деньги, выделяемые на развитие драматического театра, разворовываются; профессионалов — театральных актёров и режиссёров — увольняют, нанимают так называемых звёзд сериала, кинорежиссёров. И во что превращается театр без идеологии? В чайный магазин, в чёрную дыру, в механизм по откатам. А, по-моему, критерий должен быть только один: искусство или не искусство».
Помимо фаворитов в распределении бюджетных дотаций, были определены и обладатели гастрольных привилегий. В этом году 26 столичных театров побывают в 48 регионах России в рамках федеральной программы «Большие гастроли».
«Большие гастроли — 2016» начались в Саратове, где свой спектакль показал МХТ им. Чехова. Программа «Больших гастролей — 2016» драматических, музыкальных театров и театров кукол Москвы и Санкт-Петербурга продлится до ноября 2016 г. В рамках программы состоятся более 200 спектаклей 26 театров России, которые смогут посмотреть зрители 80 городов в 48 регионах России. Главная задача масштабного театрального проекта — охватить наиболее удалённые регионы, дать им возможность ощутить театральный дух столиц, посмотреть спектакли, проследить тенденции, обогатить и сблизить людей посредством культуры.
«На гастроли едут крупные театры Москвы и Санкт-Петербурга, в основном это театры федерального подчинения, — говорит руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон Прохоров. — Более 200 показов состоятся в 48 субъектах РФ от Дальнего Востока до Калининграда, от русского Севера до Республики Крым и городов Северного Кавказа. И главная задача в рамках этого направления — охватить дотационные или удалённые регионы, то есть те, которые в силу своего положения практически лишены возможности смотреть спектакли действительно лучших ведущих театральных коллективов России. Хабаровск, Владивосток, Магадан — это те города, сотрудничество с которыми является нашим магистральным направлением».