Почти 70% региональных и местных дорог в нашей стране не соответствуют нормативным требованиям, проще говоря, проехать на обычном автомобиле (внедорожники не в счет), не увязая в грязи и ухабах, там практически невозможно. Местные чиновники кивают на нехватку денег и климатические условия, а правительство предлагает им применять современные технологии, «гнать в шею» вороватых подрядчиков и даже обещает «подбросить» побольше средств из федерального бюджета.
Сеть автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации имеет общую протяженность 1 452 200 км, из которых 51 900 км — магистрали федерального значения, 515 800 км — региональные трассы, 884 500 км — местные дороги.
Нормативным требованиям сегодня отвечают 38,8% общей протяженности автомобильных трасс регионального значения и 31,6% протяженности местных автомобильных дорог (для сравнения: среди федеральных магистралей этот показатель составляет 63,6%). Практически подавляющая часть региональных и местных дорог для легковых автомобилей малопригодна из-за трещин асфальта, ям и прочих «прелестей», хорошо известных российским водителям.
Не утешает и динамика состояния сети региональных и местных дорог. «Несмотря на предпринимаемые правительством меры по поддержке дорожной деятельности в субъектах Федерации, ситуация с состоянием региональной сети меняется крайне медленно, — отметил на совещании у премьера глава Минтранса Максим Соколов. — За последние два года соответствие нормативным требованиям по всей сети региональных дорог увеличилось всего лишь на 1%». А вот по федеральным магистралям динамика выглядит значительно лучше: за два года доля трасс, соответствующих нормативным требованиям, выросла почти на 20%.
Медленные темпы приведения сети региональных и местных дорог в порядок объясняются просто: сегодня финансируется только 14—15% (!) от нормативной потребности в работах по их капитальному и текущему ремонту.
Кроме того, руководители регионов жалуются на сложные климатические условия. «Существенное влияние также оказали аномальные погодные условия прошедшей зимы, когда у нас в ноябре-декабре шли дожди, и здесь же резко понижалась температура — асфальт разорвало, и весной он просто вскрылся, — подчеркнул на совещании губернатор Омской области Виктор Назаров.
— Безусловно, еще сыграли роль паводки прошлых лет, когда у нас пострадали семь северных районов области. Сегодня вновь паводки продолжаются, и прежде всего разрушается дорожное покрытие в результате паводковых вод. У нас из 32 районов уже в 24 районах сегодня идет разрушение дорог в результате паводка».
По-иному видит ситуацию премьер Дмитрий Медведев: «Понятно, что у нас дороги труднее содержать, чем в Италии. С другой стороны, нужно использовать технологии, которые приспособлены к нашему климату… Каждый из присутствующих бывал на северах вне пределов нашей страны, в условной Скандинавии, где климат не лучше нашего, или в Канаде — тоже не лучше нашего климат, а почему-то таких вспучиваний не бывает, таких провалов после наводнений тоже не бывает. Значит, просто технологии нормально соблюдаются и воруют меньше гораздо».
Глава правительства обратил внимание региональных властей на необходимость контролировать нормативы строительства: «Если кто-то их не соблюдает из тех, кто принял на себя обязательства по сооружению дорог, по реконструкции дорожной сети, по созданию новых дорог, значит, надо их выгонять, привлекать к ответственности...».
«Учитывая масштаб задач, которые стоят перед регионами, Президентом РФ было дано указание направить в регионы половину, то есть 1 руб., от дополнительных доходов, получаемых в этом году от повышения акцизов на моторное топливо с 1 апреля текущего года, — пообещал М. Соколов. — По нашим оценкам, объем таких дополнительных доходов составит около 38 млрд руб. По приблизительным расчетам, на эти средства от повышения акцизов можно будет дополнительно отремонтировать до 3000 км дорог плюсом к тем почти 13 000 км, которые субъекты Федерации уже запланировали в своих программах на 2016 г.».
Однако вряд ли озвученные министром цифры кардинально исправят ситуацию.