1 мая 2016 г. Президент РФ подписал федеральные законы № 130-ФЗ и № 134-ФЗ. Первый закон внес значительные изменения в порядок взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. А второй закон откорректировал положения ст. 102 НК РФ, посвященной налоговой тайне. Мы рассмотрим самые значимые новации.
Основная масса поправок содержится в Федеральном законе от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ). С них мы и начнем.
Срок для вступления в силу новых деклараций
Сейчас нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм налоговых деклараций или внесение в действующие формы изменений, вступают в силу в общем порядке, который установлен Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763. В соответствии с п. 12 этого документа указанные акты начинают действовать одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Комментируемый закон прописал порядок вступления в силу новых форм деклараций в п. 5 ст. 5 НК РФ. Согласно поправкам нормативные правовые акты, утверждающие новые формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов) или вносящие в них изменения, вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Электронный документооборот с налоговиками
Порядок электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами установлен в п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Сейчас эта норма содержит достаточно лаконичные положения. В ней сказано, что лица, которые должны сдавать декларации (расчеты) в электронной форме, обязаны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Указанные лица в течение шести дней со дня отправки документов налоговым органом обязаны передать налоговикам квитанцию в электронном виде по ТКС об их приеме.
Законодатели конкретизировали положения п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Во-первых, уточнено, на кого именно распространяется данная норма. Это лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме. Напомним, что в электронном виде отчитываются:
-
налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
-
вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
-
налогоплательщики, для которых обязанность сдавать декларации в электронном виде предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (например, это относится к плательщикам НДС).
Во-вторых, введен срок, в течение которого указанные лица должны обеспечить получение документов от налоговиков в электронном виде по ТКС. Он составляет десять дней со дня возникновения любого из оснований отнесения лица к категории налогоплательщиков, которые отчитываются в электронном виде.
В-третьих, обязанность по обеспечению электронного документооборота считается исполненной при наличии у налогоплательщика договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению обмена документами с налоговым органом. Также необходимо иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
Если же документооборот осуществляется через уполномоченного представителя, то именно он должен иметь указанный договор и квалифицированный сертификат ключа. Также в этом случае у налогового органа должны быть документы, подтверждающие полномочия представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от налоговиков. При этом если уполномоченным представителем налогоплательщика является юридическое лицо, в налоговом органе должны быть документы, подтверждающие полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).
Документы, подтверждающие полномочия представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (сканированных копий) через оператора электронного документооборота. Документы необходимо направить налоговикам не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.
За неисполнение организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту ее нахождения документов в электронной форме по ТКС налоговики теперь смогут заблокировать счет компании в банке. Соответствующее решение будет вынесено в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения организацией обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Такие поправки содержатся в новом подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ.
Блокировка счета будет снята не позднее одного дня, следующего за днем, когда организация исполнит требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Это предусмотрено в новом подп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ.
Изменения, внесенные в п. 5.1 ст. 23 и ст. 76 НК РФ, начнут действовать с 1 июля 2016 г.
Налоговые проверки
Новации коснулись ряда статей НК РФ, устанавливающих правила проведения налоговых проверок.
Камеральная проверка
По общему правилу, если в ходе камеральной проверки декларации налоговики выявили ошибки, противоречия или несоответствия, они могут потребовать от налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения. Такое право налоговым органам дано п. 3 ст. 88 НК РФ.
Как известно, с 2015 г. плательщики НДС сдают декларации только в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ). Но вопрос о том, в какой форме необходимо передавать пояснения к таким декларациям, на законодательном уровне не был урегулирован.
Специалисты ФНС России считали, что в такой ситуации пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС через оператора электронного документооборота (п. 4 письма ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).
Закон № 130-ФЗ устранил этот пробел, внеся в п. 3 ст. 88 НК РФ дополнения. С 1 января 2017 г. плательщики НДС будут представлять налоговым органам пояснения только в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Для этих целей ФНС России должна будет утвердить специальный формат. При представлении пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными.
Кроме того, откорректирован п. 6 ст. 88 НК РФ. Напомним, что он позволяет налоговикам в ходе камеральных проверок требовать от налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, предоставления документов, подтверждающих право на эти налоговые льготы.
Со следующего года налоговые органы смогут для подтверждения льготы также запросить у налогоплательщиков пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы. Введен срок для дачи пояснений и представления документов. Сделать это необходимо в течение пяти дней.
Уточнена формулировка налогового правонарушения, ответственность за которое установлена в п. 1 ст. 129.1 НК РФ. С 1 января 2017 г. ответственность будет применяться и за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации.
Истребование документов
Откорректированы правила представления документов, которые необходимы налоговикам для проверки. Изменения вступят в силу со 2 июня 2016 г.
Пункт 2 ст. 93 НК РФ дополнен следующими положениями. Если налогоплательщик представляет налоговикам документы на бумажном носители в виде заверенных копий, то листы документов должны быть пронумерованы и прошиты. Требования по оформлению документов должна будет утвердить ФНС России.
Уточнено, что истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Соответствующие форматы для этого также утвердит ФНС России.
Если же необходимые для проверки документы передаются в налоговый орган в электронной форме по ТКС, то они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.
Решение по проверке
В пункте 1 ст. 101 НК РФ уточнено, что по результатам рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит:
-
либо одно из решений, предусмотренных в п. 7 ст. 101 НК РФ (о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности);
-
либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В последнем случае руководитель или его заместитель также должны рассмотреть все документы по проверке (акт, материалы дополнительных мероприятий, письменные возражения проверяемого лица) и после этого вынести решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности. Срок для принятия такого решения составляет десять дней со дня истечения срока, указанного в п. 6.1 ст. 101 НК РФ.
Обратите внимание: п. 6.1 ст. 101 НК РФ — новая норма. Она устанавливает порядок подачи возражений по результатам дополнительных мероприятий. Такие возражения представляются в налоговый орган в течение десяти дней со дня окончания срока на проведение дополнительных мероприятий.
Внесены изменения в правила ознакомления проверяемого лица с материалами налоговой проверки. Изучить материалы проверки и дополнительных мероприятий можно будет в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 (один месяц со дня получения акта налоговой проверки) и п. 6.1 ст. 101 НК РФ (десять дней со дня окончания срока на проведение дополнительных мероприятий). Сейчас срок ознакомления не установлен.
Ознакомление с материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
Все изменения вступят в силу со 2 июня 2016 г.
Налоговый мониторинг
Положения о налоговом контроле в форме налогового мониторинга были введены в первую часть НК РФ Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2015 г. Как показала практика, отдельные нормы Кодекса, устанавливающие такую форму контроля, потребовалось уточнить, что и сделал Закон № 130-ФЗ.
Итак, п. 3 ст. 105.26 НК РФ, содержащий условия для проведения налогового мониторинга, дополнен следующим положением. Для организаций, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в отношении будущих периодов выполнение условий, установленных п. 3 ст. 105.26 НК РФ, не является обязательным.
Уточнено, что заявление о проведении налогового мониторинга подают не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, только организации, в отношении которых такие мероприятия налогового контроля не осуществляются (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).
Если же компания уже «подписалась» на налоговый мониторинг и желает такую «подписку» продлить на следующий год, то согласно новому п. 1.1 ст. 105.27 НК РФ она вправе подать заявление не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с новым п. 7 ст. 105.27 НК РФ. В нем сказано следующее. В течение двух лет, следующих за первым годом проведения налогового мониторинга, такая форма налогового контроля осуществляется на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Указанное решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе от налогового мониторинга. Решение о проведении налогового мониторинга за следующий период направляется организации до начала указанного периода.
Сейчас согласно п. 3 ст. 105.29 НК РФ налоговый орган при проведении налогового мониторинга может истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Со 2 июня 2016 г. налоговикам разрешат также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ.
Откорректированы нормы о предоставлении мотивированного мнения налогового органа. Так, уточнено, что запрос на мотивированное мнение может быть направлен налоговикам не только по результатам уже совершенных фактов хозяйственной жизни организации, но и по планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций). Такие изменения внесены в п. 4 ст. 105.30 НК РФ.
После того как компания получила от налоговиков мотивированное мнение по планируемой сделке или операции, она должна будет поставить их в известность о начале совершения таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). То есть просто проигнорировать полученное от налоговиков мнение нельзя.
Определен перечень сведений, которые должен содержать запрос (п. 4.1 ст. 105.30 НК РФ). В нем необходимо отразить:
-
деловую цель, основные условия, в том числе права и обязанности сторон, сроки и условия осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке;
-
информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию;
-
позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции).
К запросу о предоставлении мотивированного мнения могут быть приложены копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию. Запрос может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором сделки были совершены. При рассмотрении запроса о предоставлении мотивированного мнения налоговый орган вправе истребовать у организации документы (информацию), необходимые для подготовки мотивированного мнения (п. 4.2 ст. 105.30 НК РФ).
О том, что организация должна учитывать мотивированное мнение налогового органа, говорится и сейчас в п. 7 ст. 105.30 НК РФ. Однако со 2 июня 2016 г. эта норма Кодекса будет ужесточена. В новой редакции п. 7 ст. 105.30 НК РФ сказано, что мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга. Исключением являются случаи, когда:
-
такое мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией;
-
существенные условия исполнения сделки (операции) не соответствуют информации, представленной организацией;
-
на момент исполнения сделки (операции) нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу либо изменены.
Изменен срок, в который налоговый орган должен уведомить организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга. Сейчас он составляет два месяца с даты окончания проведения налогового мониторинга. Со 2 июня 2016 г. налоговики должны уведомить компанию не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. Такое изменение внесено в п. 9 ст. 105.30 НК РФ.
Правила об обжаловании
Значительные изменения претерпели положения НК РФ об обжаловании актов налоговых органов, действий или бездействия налоговиков. Этот блок поправок начнет действовать с 2 июня 2016 г.
В новой редакции изложен п. 5 ст. 138 НК РФ. Сейчас в этой норме сказано, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган может приостановить исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом. Это произойдет, если есть достаточные основания полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству РФ.
Согласно внесенным поправкам, со 2 июня 2016 г. исполнение решения можно приостановить в случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе. Для этого податель жалобы должен обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган и предоставить банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой. К нему необходимо приложить банковскую гарантию. При этом к банковской гарантии применяются требования, установленные п. 5 ст. 74.1 НК РФ, но с учетом некоторых особенностей. А именно:
-
срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
-
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
В течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения вышестоящий налоговый орган либо приостанавливает исполнение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо выносит отказ, который может быть получен в случае несоответствия банковской гарантии требованиям, установленным ст. 138 НК РФ и (или) п. 5 ст. 74.1 НК РФ.
Если податель жалобы не уплатит налог (сбор, пени, штраф) в установленный в требовании срок, налоговики не позднее пяти дней направят банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Законодатели внесли изменения в порядок документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в случае подачи апелляционной жалобы. Так, п. 1 ст. 139.2 НК РФ дополнен положением, согласно которому жалоба может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме будут утверждены ФНС России. А получить решение по жалобе можно будет тремя способами: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (подп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).
Уточнены некоторые причины, из-за которых жалоба может быть оставлена без рассмотрения. Это произойдет, если:
-
жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу (подп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ)
-
до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 настоящего Кодекса (подп. 5 п. 1 ст. 139 НК РФ).
И последняя поправка в этом блоке новаций. Она касается п. 2 ст. 140 НК РФ. Сейчас согласно этой норме Кодекса вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу без участия лица, подавшего жалобу. Со 2 июня 2016 г. в этом правиле появится исключение. Вышестоящий налоговый орган должен будет рассмотреть жалобу с участием ее подателя, если в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения будут выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.
Налоговая тайна
Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ) внес изменения в ст. 102 НК РФ, которые вступят в силу с 1 июня 2016 г. Вот в чем они заключаются.
Перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну, содержится в п. 1 ст. 102 НК РФ. Он состоит из восьми пунктов. Законодатели в некоторые позиции внесли изменения и дополнили список тремя новыми исключениями.
Сейчас согласно подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения нельзя отнести к налоговой тайне, если они являются общедоступными, в том числе ставшими таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика. Уточнено, что такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым ФНС России.
Не является налоговой тайной информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). К этим сведениям отнесены суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии.
К налоговой тайне не будут относиться сведения, предоставленные не только органами местного самоуправления, но и органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам (подп. 8 п. 1 ст. 102 НК РФ).
С 1 июня 2016 г. не будут являться налоговой тайной сведения:
-
о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных данных в интернете в соответствии с п. 1.1 настоящей статьи (подп. 9 п. 1 ст. 102 НК РФ);
-
об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных данных в интернете в соответствии с п. 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом (подп. 10 п. 1 ст. 102 НК РФ);
-
о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных данных в соответствии с п. 1.1 настоящей статьи (подп. 11 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Статья 102 НК РФ дополнена уже упомянутым нами п. 1.1. Согласно ему часть сведений, не относящихся к налоговой тайне, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в интернете. Публиковаться будут сведения об организации, указанные в подп. 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подп. 7, 9—11 п. 1 ст. 102 НК РФ. Исключения — сведения об организации, составляющие государственную тайну. Информация, подлежащая размещению, по запросам не предоставляется, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сроки и период размещения сведений, порядок их формирования и размещения утверждаются ФНС России.
Положения п. 1.1 ст. 102 НК РФ применяются:
-
к налоговым правонарушениям, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу после дня вступления в силу Закона № 134-ФЗ, и мерам ответственности за их совершение;
-
сведениям о числящихся за налогоплательщиком (плательщиком сбора) на день вступления в силу Закона № 134-ФЗ, а также выявленных налоговым органом после дня вступления в силу данного закона суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
-
сведениям о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков — начиная с 1 января 2016 г.