Если после реорганизации в форме преобразования правопреемник решит так же, как и реорганизованная компания, применять упрощенную систему налогообложения и при этом не известит о своем выборе налоговиков, можете не сомневаться — претензий со стороны контролирующих органов не избежать. Да и в суде отстоять право на применение упрощенной системы удается не всем компаниям. Это подтверждает недавно появившееся постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 № А75-8406/2015.
Суть дела
До преобразования организация применяла «упрощенку». После реорганизации вновь созданная компания решила, что в данном случае имеет место универсальное правопреемство, поэтому к новому юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право на применение упрощенной системы налогообложения. На этом основании компания не уведомила налоговый орган о переходе на «упрощенку»
Спустя полгода после постановки на налоговый учет компания обратилась в налоговый орган с просьбой предоставить ей уведомление о применении упрощенной системы. Но налоговики не удовлетворили ее просьбу и сказали, что такой документ не может быть выдан организации, поскольку от нее не поступало уведомление о переходе на этот специальный режим налогообложения.
Налоговый орган указал, что перейти на упрощенную систему можно только путем подачи соответствующего уведомления. Напомним, что его форма утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Это уведомление должно быть подано в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня постановки на учет вновь созданной организации. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 346.13 НК РФ. По мнению налоговиков, такой порядок распространяется и на организации, созданные в ходе реорганизации в форме преобразования.
Организация с позицией налогового органа не согласилась и решила оспорить ее в суде.
Суды поддержали налоговиков
Три судебные инстанции отклонили требования компании признать решение налогового органа недействительным. Вот чем они руководствовались.
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме преобразования завершается с даты государственной регистрации правопреемника. С этой же даты предшественник признается прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
При прекращении деятельности российской организации в результате реорганизации осуществляется снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст.84 НК РФ).
Переход на «упрощенку» или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется компаниями добровольно по правилам, установленным в ст. 346.13 НК РФ. Так, в п. 2 данной нормы Кодекса сказано, что вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты, которая указана в свидетельстве о постановке на налоговый учет. Именно с этой даты компания считается перешедшей на УСН.
При этом арбитры указали, что применение упрощенной системы налогообложения не ставится в зависимость от способа создания юридического лица. Кроме того, при преобразовании правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшая организация лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов прекратившей свою деятельность компании (п. 9 ст. 50 НК РФ).
Таким образом, положения ст. 50 НК РФ предусматривают правопреемство в отношении налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла у преобразованной компании до ее реорганизации, но не устанавливают возможности перехода в порядке правопреемства к вновь возникшей организации выбранного предшественником режима налогообложения.
Суды отметили, что такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ. В Определении от 29.01.2015 № 200-О Конституционный суд РФ разъяснил следующее. Пункт 1 ст. 50 НК РФ предусматривает, что при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов исполняется его правопреемником (правопреемниками). Такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику. Это позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Иные вопросы, связанные с осуществлением отдельных мероприятий налогового контроля, указанная норма не регулирует.
Выбор режима налогообложения является правом новой организации. Поэтому она может применять упрощенную систему только при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть путем подачи соответствующего уведомления в налоговый орган.
Организации, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять этот спецрежим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Есть ли смысл спорить?
Отметим, что контролирующие органы всегда придерживались вышеприведенной позиции. По их мнению, при реорганизации в форме преобразования возникает новое юридическое лицо, поэтому переход на «упрощенку» должен осуществляться по правилам п. 2 ст. 346.13 НК РФ (письма Минфина России от 13.02.2015 № 03-11-06/2/6553, от 24.02.2014 № 03-11-06/2/7608, от 07.02.2012 № 03-11-06/2/22, УФНС России по г. Москве от 23.11.2011 № 16-15/112995@, от 08.10.2010 № 16-15/105637).
А вот у судов нет единого подхода по данному вопросу. Следует сказать, что часть найденных нами судебных решений, а также вышеупомянутых писем контролирующих органов были выпущены в период действия старой редакции п. 2 ст. 346.13 НК РФ. Напомним, что она предусматривала в отношении вновь созданных организаций пятидневный срок для подачи в налоговые органы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Но поправки, внесенные в эту норму Кодекса, меняющие заявительный характер применения «упрощенки» на уведомительный, а также сроки подачи документов, никак не влияют на суть рассматриваемой нами проблемы.
Итак, одни арбитры поддерживают фискалов и указывают на невозможность применения упрощенной системы, доставшейся по наследству от реорганизованной компании. Такие выводы содержатся в постановлениях АС Северо-Западного округа от 18.12.2015 № А26-2993/2015, ФАС Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А37/08-2/3162, Северо-Кавказского округа от 15.09.2008 № Ф08-5418/2008 (Определением ВАС РФ от 15.12.2008 № 16243/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Северо-Западного округа от 10.09.2008 № А42-1540/2008.
Но есть судебные решения и в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 11.07.2011 № Ф09-4136/11-С3 арбитры отметили следующее. В силу абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ, для налогоплательщиков. В случае реорганизации в форме преобразования имеет место универсальное правопреемство, и к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения. К аналогичному выводу пришел и ФАС Московского округа в постановлении от 18.12.2012 № А40-46740/12-115-273.
А в постановлении АС Дальневосточного округа от 20.05.2015 № Ф03-1820/2015 суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации правопреемник вообще не является вновь созданной организацией, так как он возник вследствие реорганизации в форме преобразования компании из одной организационно-правовой формы в другую. При этом организация сохранила профиль деятельности. При таких обстоятельствах у компании отсутствовала обязанность подавать в налоговый орган по месту учета уведомление о переходе на спецрежим. Отметим, что в этом деле спор касался возможности применения «по наследству» ЕСХН. Но так как правила перехода на ЕСХН, установленные в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, точно такие же, как и для упрощенной системы налогообложения, выводы сделанные судом, можно использовать и в нашей ситуации.
Как видите, шанс отстоять возможность применения «упрощенки» вновь созданной организацией без уведомления об этом налоговиков есть. Но какую сторону займут арбитры, сложно предугадать. Поэтому, чтобы избежать конфликтных ситуаций, лучше после реорганизации в форме преобразования или подать в установленный срок соответствующее уведомление, или до конца года уплачивать налоги по общему режиму налогообложения (если срок для подачи уведомления пропущен). Без проблем перейти на «упрощенку» во второй ситуации получится только с начала следующего года. Для этого нужно не позднее 31 декабря подать в налоговый орган уведомление.