Российский союз автостраховщиков (РСА) готовит поправки в закон об ОСАГО, согласно которым при наступлении страхового случая приоритетным станет произведение ремонта автомобиля страхователя за счет страховщика, а не выплаты в денежной форме. По расчетам РСА, такие поправки помогут избавлению ОСАГО от «автоюристов» — компаний, специализирующихся на представлении в суде интересов автострахователей. Страховщики уверены, что автоюристы работают недобросовестно, добиваясь через суды увеличенного возмещения по убытку и создавая этим дополнительную нагрузку на их бизнес.
Как сообщил глава РСА Игорь Юргенс, доля выплат автоюристам в ОСАГО за последние пять лет выросла в три раза. Если в 2011 г. автоюристы получили около 15% от общей суммы судебных страховых выплат, то по итогам 2015 г. этот показатель составил 43%, увеличившись за год на треть (с 33% по итогам 2014 г.). При этом в общей сумме оплаченных убытков доля выплат по решению суда снизилась с 22—25% в 2013—2014 гг. до 14% в 2015 г. Это значит, что страхователь и страховщик стали чаще приходить к согласию до суда. Как считает И. Юргенс, подобный успех связан с введением в действие единой методики оценки ущерба. Если бы автоюристы не навязывали клиентам страховых компаний свои услуги, этот показатель вообще стремился бы к нулю, считает глава РСА.
В 2011 г. общий объем выплат ОСАГО по суду составил 5,8 млрд руб. В наиболее удачный для автоюристов год, 2014-й, эта цифра достигла 24,6 млрд руб. В 2015 г. объем выплат по суду снизился до 18,4 млрд руб., из которых минимум 8 млрд руб. ушло в карман посредников. Общий объем выплат по ОСАГО в прошлом году составил 121,9 млрд руб.
Другие поправки в закон об ОСАГО, идущие в том же пакете, включают в себя обязанность страхователей передавать транспортное средство (ТС) на осмотр страховой компании, а не независимым экспертам, как это позволяется сейчас, а также увеличение сроков подачи страхователем документов по убытку и изменение порядка претензионного рассмотрения дел в случае возникновения споров по вопросам страхового возмещения. «Взамен» на принятие разработанных ими поправок страховщики готовы согласиться на отказ от учета износа автомобиля при расчете страховой выплаты.
Авторы поправок называют их пакет обоюдовыгодным и для страховщиков, и для страхователей, однако с этим мнением аргументированно спорят те самые юристы, что специализируются на защите интересов автовладельцев.
Так, президент «Общества потребителей автотехники» юрист Антон Недзвецкий напомнил, что уже сегодня автовладельцы разбитых автомобилей зачастую вынуждены месяцами ждать на автосервисах, пока страховщик согласует скрытые повреждения и придут запчасти. В случае если у автовладельца не будет иного выбора, кроме как обратиться на назначенный страховщиком СТОА, ситуация может ухудшиться.
«Далеко не везде будет обеспечиваться надлежащее качество ремонта, что определяется элементарным правилом: за клиентов от страховой компании не надо „бороться“, они будут поступать и так. Те, кто попадал в проблемные ситуации, ремонтируя машину на СТО по направлению страховщика, знают, о чем речь — автосервис не считает тебя „своим“ заказчиком, поскольку не ты платишь деньги. И невозможно будет выбирать детали для установки на свой автомобиль, поэтому велик риск установки автосервисом страховщика дешевых, ненадежных запасных частей», — отметил Недзвецкий в своей статье на сайте «Автовзгляд.Ру», назвав пакет поправок в закон об ОСАГО от РСА покушением на основополагающее право потребителя — свободный выбор товаров, работ, услуг.
Работа автоюристов действительно создает дополнительную нагрузку на страховой бизнес, однако судебные решения принимаются на основании законов, и автоюристы от лица страхователей отсуживают у страховщиков только то, на что имеют законное право. «На то и щука в море, чтобы карась не дремал» — такой поговоркой можно охарактеризовать отношения. В своем «Твиттере» Недзвецкий пишет: «Так и просится вопрос нашим страховщикам в лице РСА: а платить людям реальные суммы не пробовали? И судов бы не было».
Если подготавливаемые РСА поправки в закон об ОСАГО пройдут и приоритетными в данном виде страхования станут выплаты «натурой» (в виде ремонта поврежденного транспортного средства на СТОА, с которой у страховой компании заключен соответствующий договор), то автоюристы потеряют интерес к ОСАГО, надеются в РСА. По словам И. Юргенса, законопроект об установлении приоритета ремонта машины по ОСАГО над денежной выплатой может быть принят до конца 2016 г. Что касается интересов потребителя, то о них по-настоящему не заботятся и автоюристы, считают в страховом союзе: главная задача посредников — обеспечить не восстановление поврежденного ТС, а получение денежной выплаты, из которой можно будет забрать за услуги половину.
Страховая компания или автоюристы, кто бы из них ни выиграл, в любом случае самой уязвимой стороной остается страхователь. Будут ли страховые компании обязаны заключать договоры о ремонте с официальными сервисами автокомпаний? В нынешнем варианте поправок об этом не сказано ни слова, между тем качество и скорость ремонта — основное, что волнует водителей. Если бы сегодня страховщики сумели обеспечить высокое качество ремонта и «родные» автозапчасти, большинство автовладельцев предпочли бы выплату «натурой» без дополнительных законодательных понуканий.