Проект заключается в организации в России евразийской премии стран БРИКС.
«Эта премия должна обсуждаться евразийской академией, представителями нашей страны, Китая, Индии и так далее, членами тех стран, которые входят в этот евразийский мир, — заявил режиссёр на пленуме правления Союза кинематографистов России. — Нам бы хотелось, чтобы всё-таки и другой голос прозвучал в мире. Голос тех, кто живёт по другую сторону океана. Мы понимаем, что сегодня существует определённое табу, определённая стена для нашей культуры, а такая премия была бы отличным противовесом. Я был в Китае, я был в Индии. Мы подумали: почему бы не создать большую международную премию, аналог „Оскара“? Не надо гнаться за „Оскаром“, но с точки зрения влияния в том пространстве — в евразийском, странах БРИКС — это должна быть не просто альтернатива и противовес, но определённого рода „толчковая нога“ для развития кинематографа, для общения».
«Предполагаю, что мысль эта пришла Никите Сергеевичу в голову после того, как его фильм, на сей раз „Солнечный удар“, не попал в даже в шорт-лист премии, — считает председатель оргкомитета национальной премии кинокритики и кинопрессы „Белый слон“ Виктор Матизен. — И он обвинил „Оскар“ в предвзятости по отношению к российским фильмам, несмотря на то что в прошлом году фильм Андрея Звягинцева, а в этом — фильм Константина Бронзита были номинированы на „Оскар“. Так, может быть, дело не в политизированности „Оскара“, а непосредственно в последних картинах Михалкова и в том, что российский оскаровский комитет слишком часто выдвигает на „Оскар“ неактуальное кино? Думаю, что у „Дурака“ Юрия Быкова было куда больше шансов попасть в номинацию „Лучший фильм на иностранном языке“, чем у „Солнечного удара“«.
Более лояльные к идее режиссёра кинодеятели считают, что на данный момент послание, которое несёт американская кинопремия, кардинально отличается от интересов России, и лучший, по мнению организаторов «Оскара», фильм «В центре внимания» о секс-скандале среди католических священников не найдёт никакого отклика в наших палестинах. Но и они признают, что громко прозвучать в мире, спустив сверху директиву по созданию аналога «Оскара» и выделив бюджетные деньги на создание евразийской киноакадемии, вряд ли получится.
«Затея с выводом евразийского аналога „Оскара“ на мировую арену очень логично укладывается в шизофреническую природу российских кинематографистов, — говорит кинокритик Илья Миллер. — У нас в стране, напоминаю, уже существуют две кинопремии — „Золотой орёл“ и „Ника“, которые усиленно не замечают друг друга. Между тем интерес общественности к итогам обеих премий ничтожно мал. В том числе и потому, что изначально невелик интерес к фильмам местного производства. И количеством кинопремий его поднять не получится. Мы говорим, что в России не смотрят собственное кино (в прошлом году в топ-10 фильмов по сборам в прокате не попала ни одна картина российского производства). Но фильмы из Китая и Индии у нас смотрят ещё меньше, в прокат у нас они почти не выходят. Присутствие российского кино в прокате этих стран находится примерно на том же уровне. И надо понимать, что на данный момент киноиндустрии в Китае и Индии гораздо более развиты и успешны, чем в России. В глазах заграничных зрителей во многом мы до сих пор выезжаем на авторитете советского кинематографа, но не можем даже убедительно его скопировать. О каком-то успешном и налаженном сотрудничестве в кино между Россией, Китаем и Индией говорить тоже не приходится, здесь дело не идёт дальше редких скромных попыток».
Пока судьба одной из многих масштабных идей знаменитого режиссёра неясна, с другими ему, похоже, пришлось на время расстаться. Это относится к идее создания студенческого телеканала о кино, который мог бы стать постоянным источником информации о молодом кино, а также облегчить путь молодым в профессию. На идею о создании студенческого канала режиссёра вдохновил канал «Эгоист», который специализируется на артхаусе и распространяется по платной подписке. Реализация нового проекта Михалкова потребует затрат в размере как минимум 100 млн руб. в год. Вопрос, где взять деньги на это, пока остаётся без ответа. Совершенно очевидно, что лишь незначительную часть расходов удастся покрыть за счёт рекламы. Привлечь инвесторов в нынешних экономических условиях достаточно сложно. Да и тематика слишком узкая. Единственный вариант — господдержка. О ней же шла речь, когда Андрей Кончаловский с Никитой Михалковым заявили о своём желании «импортозаместить» отечественный рынок фастфуда, создав национальную сеть общественного питания. На запуск пилотного проекта по открытию сети кофеен-кулинарий и фабрик-кухонь, который уже одобрил глава государства, братьям нужно 971,8 млн руб. Окупиться затраты должны через 4,8 года. Создать сеть заведений общепита планируется под брендом «Едим дома!», который принадлежит супруге Кончаловского, актрисе и телеведущей Юлии Высоцкой. Пресс-секретарь вице-премьера РФ Аркадия Дворковича заявила, что проект будет претендовать на поддержку на общих основаниях.