В письме от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155 специалисты Минприроды России разъяснили плательщикам экологического сбора некоторые спорные моменты, возникшие после вступления в силу изменений в законодательстве об охране окружающей среды. Подробности — в нашем комментарии.
Аванс считаем от оплаты
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) с 1 января 2016 г. начал действовать в новой редакции. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.
Так, согласно п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года) с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), уплачивают квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Как видите, в названной норме идет речь о суммах, уплаченных за предыдущий год, а не начисленных. На этот момент чиновники обратили внимание в комментируемом письме. Также они указали, что при определении 1/4 части экологического сбора, уплаченной за 2015 г., не учитываются суммы, перечисленные в счет погашения задолженности предыдущих лет, вне зависимости от того, погашался долг в добровольном порядке или по решению суда. Отметим, что из буквального прочтения п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ предложенный чиновниками вариант отнюдь не следует, но он явно в пользу плательщиков.
Следующий момент, рассмотренный чиновниками, касается компаний, которые в 2015 г. исчисляли и вносили плату за сверхлимитное загрязнение из-за отсутствия разрешительной документации. Такие компании в 2016 г. квартальные авансовые платежи рассчитывают и вносят строго от суммы, уплаченной за 2015 г., независимо от того, появилась такая документация в этом году или нет. Просто по итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.
В случае если предприятие открылось в 2016 г., авансовые платежи не подлежат внесению в течение 2016 г., а плата за этот год перечисляется в полном объеме в срок до 1 марта 2017 г.
Платеж без отчета
По итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики рассчитывают экологический сбор в порядке, установленном в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы сбора перечисляются с учетом уже внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Возникает вопрос: на какую отчетность следует ориентироваться при расчете экологического сбора за 2016 г.? Ведь соответствующей декларации на сегодняшний день нет.
Отметим, что существующий приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» не отвечает требованиям действующего законодательства об охране окружающей среды.
В связи с этим, по мнению чиновников, в течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи должны вноситься без подачи какой-либо отчетности. Декларацию же нужно подать в срок до 10 марта 2017 г. Будем надеяться, что к этому времени форма декларации будет утверждена.
В течение 2017 г. авансовые платежи будут определяться от суммы сбора, уплаченной за 2016 г. и указанной в декларации за этот период.
«Мусорные» проблемы
Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) при размещении отходов на объектах их размещения, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор не взимается. Но при этом в п. 7 ст. 23 Закона № 89-ФЗ сказано, что отсутствие негативного воздействия на природу достигается за счет проведения природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды. И этот факт нужно подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.
В настоящее время порядок такого подтверждения только разрабатывается. Так что пока платить «за мусор» нужно всем, вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр таких объектов.
Как сказано в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, ведущие деятельность по их размещению.
Напомним, что определение ТКО дано в ст. 1 Закона № 89-ФЗ. Это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Иначе говоря, это обычный бытовой мусор.
Сейчас существует проблема с наличием в регионах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим возникает вопрос: кто же должен вносить плату, если в регионе отсутствует оператор?
Чиновники в комментируемом письме указали, что Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ предоставил региональным властям переходный период — до 1 января 2017 г. — для решения вопроса с выбором регионального оператора. До того, как этот вопрос будет решен, применяются положения действующего законодательства.
По данному вопросу существуют разъяснения Росприроднадзора (письмо от 29.03.2016 № АА-06-0136/5099). В них сказано, что с учетом решения ВС РФ от 09.02.2016 № АКПИ15-1379 по общему правилу плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов с 1 января 2016 г. подлежит исчислению и внесению лицами, определенными в ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы. Иначе говоря, платить сбор «за мусор» должен именно тот, кто этот мусор и произвел.