Круглогодично «жаркая пора» продолжается в российских регионах и муниципалитетах, не желающих прозябать на обочине грандиозного туристско-рекреационного проекта «Великий чайный путь». Кто из них преуспевает сейчас в продвижении к уникальному туристическому кластеру на территории трех стран — Китая, Монголии и России, выясняла «ЭЖ».
На основании поступающей в редакцию информации из муниципальных образований, участвующих в проекте «Великий чайный путь», среди лидеров его освоения сегодня город Кунгур (Пермский край).
Кунгур — чайная столица Российской империи
Рождением своим город у слияния рек Кунгурки, Ирени и Сылвы обязан великому государю Алексею Михайловичу, который в 1663 г. повелел «обыскать место удобное и крепкое для построения города» и «крепи устроить острожек». Так в селе Сосновый Мыс на вершине горы был возведен деревянный кремль с башнями и бойницами для защиты церкви, воеводского дома, канцелярии и прочих казенных строений.
Со временем Кунгур стал узловой железнодорожной станцией на Транссибирской магистрали, а теперь обрел новый торговый знак «Кунгур — чайная столица Российской империи» (свидетельство № 524715 от 14.10.2014).
В середине позапрошлого века 80% чаеторговли России проходило через этот первый европейский город на пути из Азии в Европу. Пионером чайной торговли стал в 1840 г. 24-летний местный купец Алексей Губкин. Когда упали цены на мануфактуру и кожаные изделия, он скупил такие товары в немалом количестве и повез в Кяхту, где обменял все на чай. Его предпринимательский риск оправдался через год, когда обоз с ароматным товаром прибыл в Кунгур. Вслед за ним чаеторговцами стали Александр Кузнецов и Михаил Грибушин. О процветании их бизнеса напоминает проводимая в Кунгуре международная научно-практическая конференция «Грибушинские чтения».
Сегодня «чайную специализацию» города продолжает местная администрация, о чем глава Кунгура Лариса Елтышева сообщила участникам международного экономического форума по развитию туристической инфраструктуры, проведенного Российской ассоциацией международного сотрудничества, Обществом содействия китайской культуре (КНР) и Организацией мира и дружбы Монголии в марте в Москве. Зарегистрировав новый бренд, местная администрация «снарядила» делегацию в китайские города Ухань и Уишань, где были подписаны:
-
Уханьский консенсус о сотрудничестве по заявке на внесение китайско-российского торгового пути в список Всемирного культурного наследия ООН;
-
Декларация о сотрудничестве по продвижению общего бренда «Великий чайный путь».
В октябре 2015 г. уже в Кунгуре был подписан Меморандум об установлении побратимских связей между российским городом в Пермском крае и китайским Сяньнином из провинции Хубэй. И это далеко не протокол о намерениях. Побратимам из Поднебесной приглянулись инвестиционные площадки в Кунгуре для открытия чаеразвесочной фабрики и других объектов Великого чайного пути.
По последней информации из Кунгура, местная власть совместно с федеральными и региональными структурами государственного управления приступили к работе по формированию туристического маршрута в Пермском крае под брендом «Великий чайный путь».
Изюминкой на такой международной туристской тропе станет уникальное ледяное подземелье — единственная в мире гипсовая пещера с обширным обледенением длиной в 5,7 км. В ней 70 подземных озер, 40 гротов, 146 «органных» труб. Но не все доступно для туристов, поскольку длина экскурсионного пути — 1,5 км. Экскурсия рассчитана на два часа. Каждый год Кунгурскую ледяную пещеру посещает более 100 000 туристов, главным образом из России.
Еще одной изюминкой муниципального образования «Городской округ „Город Кунгур“» является «Небесная ярмарка» — международный фестиваль воздухоплавания. В этом году он проводится в 15-й раз. Стартует «Небесная ярмарка» 25 июня и торжественно закроется 2 июля. Неделя полетов на воздушных шарах — это еще и соревнования второго этапа чемпионата России, а также первенства Приволжского федерального округа и Кубка Пермского края. Уже поступили заявки от пилотов из Японии и других стран. Не исключено, что у Кунгура появится еще один бренд — «Город, где в небо может подняться каждый».
Один из истоков чайного пути связал Забайкалье с Внутренней Монголией
В одном из истоков древнего Великого чайного пути на востоке России начата реализация амбициозного проекта «Восточные ворота России „Забайкальск — Маньчжурия“». Здесь у некогда железнодорожной станции Отпор на КВЖД, а ныне города Забайкальска на площади в 91 га создается одноименный трансграничный туристический парк. В местной администрации утверждают, что эта территория станет стратегическим местом на одном из старинных ответвлений Великого чайного пути. Аналогичная туристско-рекреационная зона начинает функционировать в соседнем городе Маньчжурия. Порукой тому совместные действия правительств Забайкальского края и автономного района Внутренняя Монголия КНР по развитию российско-китайского туристического сотрудничества. По оценке экспертов обеих стран, Маньчжурию посещают более 5,5 млн внутренних китайских туристов. Трансграничный туристический парк позволит часть этого потока направить на российскую территорию. В прошлом году между сторонами достигнута договоренность, согласно которой Забайкальский край ежегодно будет принимать не менее 2,5 млн китайских туристов.
Проект «Восточные ворота России „Забайкальск — Маньчжурия“» на стыке государственной границы России с Монголией и Китаем реализуется на принципах публично-частного партнерства компанией «Подолье XXI». Он признан победителем первого российско-китайского форума по развитию сотрудничества в сфере туризма между регионами Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики.
Трансграничный туристический парк включен Ростуризмом в перечень мероприятий по созданию обеспечивающей инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)».
Городское поселение «Город Забайкальск» было основано в 1904 г. как железнодорожный разъезд № 86 на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Спустя век муниципальное образование переживает пору ренессанса.
У воды стоять — и не напиться?!
По информации Ассоциации отельеров Нижегородской области, столица Великой Волги тоже не желает быть в стороне от глобального проекта. Тем более что Нижний Новгород стоит на трассе высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, к созданию которой привлечены китайские инвесторы. В развитие концепции Великого чайного пути город инициирует несколько инвестиционных предложений в сфере событийного, рекреационного, приключенческого туризма.
1. Международный музыкальный и гастрономический фестиваль с объемом инвестиций не менее 150 000 долл. Предлагаются три площадки:
-
городской округ Нижний Новгород с его знаменитой ярмаркой в историческом центре города, куда из Китая привозили чай, шелк, специи;
-
Сокольский муниципальный район, примыкающий к Горьковскому водохранилищу на Волге;
-
Борский муниципальный район, название которого говорит само за себя, в сосновом лесу.
Предполагается, что фестиваль сможет принимать каждый год не менее 20 000 участников и гостей.
2. Парк экстремальных развлечений в Богородском муниципальном районе в 40 км от Нижнего Новгорода. Объем инвестиций — в пределах 25 млн долл.
3. Парк кино в селе Горбатов на берегу реки Оки в Павловском муниципальном районе. Экспертная оценка возможной суммы вложений капитальных средств — не менее 70 млн долл.
4. Парк сказок в Большом Болдино — родовом имении Пушкиных. Здесь великим русским поэтом было создано более 50 литературных шедевров. Объем инвестиций оценивается в 60 млн долл.
5. Гольф-клуб у Горьковского водохранилища с объемом инвестиций в 17 млн долл.
6. Объекты рекреации в парке «Воскресенское Поветлужье» на живописных берегах реки Ветлуги. Объем инвестиций — в пределах 10 млн долл.
«ЭЖ» продолжит мониторинг российских муниципалитетов, которые вошли и войдут в международное партнерство «Великий чайный путь». Массовое вхождение российских территорий в единый бренд глобального туристского кластера началось в марте в Москве на первом международном экономическом форуме развития туристической инфраструктуры.