Плата за предоставление поручительства облагается НДС
Специалисты финансового ведомства разъяснили, облагается ли НДС плата за предоставление поручительства организацией, не являющейся банком.
Предоставление организацией поручительства для целей налогообложения является услугой. Это связано с тем, что согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
По общему правилу реализация на территории РФ услуг является объектом налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Но если услуги по предоставлению поручительства третьим лицам оказывает банк, такие операции не облагаются НДС на основании подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, для всех остальных компаний рассматриваемые услуги будут облагаемыми НДС операциями.
(Письмо Минфина России от 15.04.2016 № 03-03-06/1/21721)
Утверждены две новые формы налоговых деклараций по акцизам
Необходимость разработки новых форм деклараций по акцизам вызвана изменениями, которые были внесены в главу 22 «Акцизы» НК РФ и вступили в силу с 1 января 2016 г. Приказом утверждены:
— форма налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;
— форма налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы;
— порядок их заполнения и формат представления в электронной форме.
Приказ ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, порядка ее заполнения» признан утратившим силу.
Новые декларации начнут применяться с отчетности за июнь 2016 г.
(Приказ ФНС России от 12.01.2016 № ММВ-7-3/1@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию в электронной форме и порядка ее заполнения, а также формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме и порядка ее заполнения»)
Налоговый учет процентов по невозвращенным долгам
Финансисты рассказали, как в целях исчисления налога на прибыль учитываются проценты, начисляемые на сумму невозвращенного долга по денежному обязательству.
Кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами (п. 1 ст. 317.1 ГК РФ). Если в договоре отсутствует условие о размере процентов, они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).
Исходя из этих положений гражданского законодательства, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что проценты, предусмотренные ст. 317.1 ГК РФ, не являются штрафными санкциями, а признаются платой за пользование денежными средствами. Напомним, что штрафные санкции (неустойка, штраф, пени) представляют собой денежную сумму, установленную законом или договором, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Соответственно, проценты при расчете налога на прибыль должны учитываться в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ, как доходы (расходы) по договорам займа и иным аналогичным договорам.
Финансисты также отметили, что указанная позиция подтверждается постановлением Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
(Письмо Минфина России от 18.04.2016 № 03-03-06/1/22342)
2-НДФЛ: когда сведения будут считаться недостоверными
Финансисты рассказали, когда наступает ответственность по ст. 126.1 НК РФ при наличии недостоверных сведений в форме 2-НДФЛ.
Статьей 126.1 НК РФ установлена ответственность налогового агента в виде штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. Финансисты отметили, что если единственным нарушением является отсутствие в справке по форме 2-НДФЛ указания ИНН физического лица, такую справку налоговые органы обязаны принять. Указание в форме 2-НДФЛ иных некорректных данных будет расцениваться налоговыми органами как представление документов, содержащих недостоверные сведения. Это образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-04-06/23193)
Уточнен состав сведений, ежемесячно представляемых в ПФР
С 1 апреля 2016 г. ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» дополнена новым п. 2.2 (ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ). Согласно его положениям страхователи обязаны ежемесячно представлять в ПФР сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, а именно СНИЛС, ФИО и ИНН работника.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Рассматриваемым законом уточнено, что ИНН указывается в сведениях только при наличии у страхователя данных о нем. Таким образом, если страхователь не знает ИНН застрахованного лица и, соответственно, не указал его в представляемых сведениях, ответственность в виде штрафа ему не грозит. Поправки вступили в силу с 1 мая 2016 г.
(Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“»)
Фонды объединения туроператоров: налогов нет
В главу 25 НК РФ внесены поправки в связи с изменением с 1 января 2017 г. порядка формирования фондов объединением туроператоров в сфере выездного туризма.
В настоящее время объединением туроператоров в сфере выездного туризма формируется компенсационный фонд, предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам (ст. 11.4 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Доходы в виде полученных взносов в такой фонд не облагаются налогом на прибыль (подп. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом расходы, понесенные объединением туроператоров за счет средств компенсационного фонда, не учитываются в целях налогообложения на основании п. 48.15 ст. 270 НК РФ. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ Федеральным законом от 02.03.2016 № 49-ФЗ, с 1 января 2017 г. вместо компенсационного фонда объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует фонд персональной ответственности туроператора и резервный фонд.
В связи с этим в подп. 18 п. 2 ст. 251 и п. 48.15 ст. 270 НК РФ внесены изменения, согласно которым доходы в виде полученных объединением туроператоров взносов в указанные фонды не облагаются налогом на прибыль, а расходы, понесенные объединением туроператоров за счет средств таких фондов, не учитываются в целях налогообложения. Закон вступит в силу с 1 января 2017 г.
(Федеральный закон от 01.05.2016 № 128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Утверждены новые форматы для НДС-документации
Новый формат позволяет создавать в электронном виде счет-фактуру, документ об отгрузке, а также счет-фактуру, включающий в себя отгрузочный документ.
Приказом установлено, что со дня вступления его в силу и по 30 июня 2017 г. налогоплательщики вправе использовать как старый формат счета-фактуры, утвержденный приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@, так и новый формат. С 1 июля 2017 г. старый формат счета-фактуры применяться не будет.
При осуществлении мероприятий налогового контроля налоговые инспекции будут принимать счета-фактуры в электронном виде, составленные по старому формату, по 31 декабря 2020 г. включительно. Документ вступил в силу 7 мая 2016 г.
(Приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ «Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме»)
Обновлены контрольные соотношения к декларации по ЕНВД
Контрольные соотношения к декларации по ЕНВД были направлены налоговым органам на местах письмом ФНС России от 09.12.2014 № ГД-4-3/25464@. Необходимость их обновления вызвана изменениями, внесенными в декларацию по ЕНВД приказом ФНС России от 22.12.2015 № ММВ-7-3/590@. В частности, в раздел 2 декларации, в котором приводится расчет суммы ЕНВД, была добавлена новая строка 105 «Ставка налога». В связи с этим изменено контрольное соотношение 1.7, используемое для проверки правильности исчисления суммы ЕНВД за налоговый период, и добавлено соотношение 4.2.35, служащее для контроля за правильностью примененной ставки по единому налогу на вмененный доход.
Добавлено новое соотношение 4.1.11, согласно которому сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере, отражаемая по строке 030 раздела 3 декларации, должна соответствовать аналогичным данным в форме РСВ-1 ПФР.
Исключены соотношения 4.2.4, 4.2.5 и 4.3.52, применявшиеся для проверки занижения (сокрытия) физических показателей базовой доходности.
(Письмо ФНС России от 13.04.2016 № СД-4-3/6476@)