Сходства и различия самообложения граждан и инициативного бюджетирования

| статьи | печать

В условиях дефицита бюджетных средств на региональном и особенно на местном уровнях особую актуальность приобретает поиск дополнительных источников финансирования для решения социально значимых для территорий задач. Наиболее эффективным способом финансирования муниципальных проектов становится объединение средств граждан, бизнеса, местных и региональных бюджетов.

Механизмы консолидации ресурсов могут быть различными. В последние годы набирают популярность инициативное бюджетирование и самообложение граждан.

Инициативное бюджетирование как частный случай гражданского бюджета

Инициативное бюджетирование — это совокупность разнообразных практик, основанных на гражданской инициативе по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств. В это же понятие входит последующий контроль за реализацией отобранных проектов. Исходя из этого, инициативное бюджетирование можно рассматривать как частный случай партисипаторного бюджетирования (participatory budgeting), называемого также гражданским бюджетом. В российской практике отличительной чертой данной технологии является то, что реализация проектов осуществляется на основе софинансирования с привлечением не только средств бюджетов различных уровней, но и средств местных жителей и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Инициативное бюджетирование в последние годы получило широкое распространение в России и зарекомендовало себя как достаточно эффективная бюджетная практика. Опыт его применения имеют в Кировской, Тверской, Нижегородской, Тульской, Иркутской и Тамбовской областях, Хабаровском и Ставропольском краях, Республике Башкортостан и ряде других субъектов РФ.

На первой Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию в октябре прошлого года заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров заявил, что главное финансовое ведомство страны будет не только поддерживать и развивать проявления «гражданского бюджета», но и в отдельных случаях само участвовать в подобных проектах, потому что «под пристальным вниманием граждан средства местных бюджетов используются эффективнее». По его словам, только на местном уровне могут раскрыться все возможности инициативного бюджетирования, предполагающего прямое вовлечение граждан в отбор приоритетных направлений расходования средств.

Бывший вице-премьер российского правительства, экс-министр финансов Алексей Кудрин тоже считает, что «достижение консенсуса граждан по ключевым вопросам жизни своей территории — это важнейшие составляющие решения социальных проблем страны».

По данным Всемирного банка, только в его Программе поддержки местных инициатив в России участвуют более 1000 муниципальных образований. В 2007 г. только 106 муниципальных образований были «пилотными территориями» по реализации данного проекта.

Самообложение как альтернатива гражданскому бюджету

Альтернативным способом софинансирования местных расходов со стороны жителей является использование механизмов самообложения граждан. В соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131) под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Следует напомнить, что размер платежей устанавливается одинаковым для всех жителей муниципального образования. Исключение — отдельные категории граждан, для которых сумма сбора может быть уменьшена. Но численность таких льготников не должна превышать 30% общей численности населения в муниципальном образовании.

Согласно ст. 56 названного закона решение о введении самообложения принимается по результатам местного референдума или на сходе граждан. Одновременно с этим решаются вопросы, связанные с использованием собранных средств.

По данным Министерства финансов, в 2014 г. самообложение вводилось в 1454 муниципальных образованиях. Это 6,4% от общего числа российских муниципий. Причем 70% от общего объема средств, собранных методом самообложения, приходится на долю Республики Татарстан. Активно применяли самообложение также в Кировской области и Пермском крае. Всего прибегали к этому методу пополнения местных бюджетов на решение вопросов местного значения в 34 субъектах Федерации. Особенности двух финансовых подходов представлены в таблице.

Каждый способ привлечения средств имеет свои плюсы и минусы

Из таблицы видно, что два указанных метода привлечения средств в местные бюджеты имеют существенные отличия. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

Так, инициативное бюджетирование позволяет быстро принять решение о сборе средств и осуществить оперативное их привлечение. При этом сбор большего количества средств происходит с учетом индивидуальных возможностей благотворителей, что также оценивается положительно. В то же время, как показала российская практика, есть опасность использования схем «пожертвования в обмен на лояльность органов власти» в отношении предпринимателей, а также давления на граждан в целях сбора необходимого минимума пожертвований. Кроме того, нужно принять во внимание недоверие жителей в связи с отражением средств не как софинансирования конкретного проекта, а как «благотворительных взносов» в бюджет.

Самообложение жителей позволяет вовлечь все население в решение вопросов местного значения, хотя данная вовлеченность иногда может быть и формальной. Еще один плюс заключается в большей степени вероятности сбора прогнозируемого заранее объема средств. Недостатком самообложения в сравнении с инициативным бюджетированием являются значительные расходы на привлечение средств, так как организация местного референдума по стоимости соизмерима с величиной собранных средств. Для решения указанной проблемы органы государственной власти субъектов РФ используют софинансирование из региональных бюджетов средств самообложения. Так, в Татарстане применяется формула 1:4. То есть на каждый рубль средств самообложения добавляется четыре рубля из республиканского бюджета.

При выборе предпочтительной в конкретном случае технологии следует действовать индивидуально, с учетом специфики проекта и территории реализации. Нужно также учитывать, что обе технологии реализуются в российской практике при условии поддержки региональных властей, так как основной объем средств предоставляется в результате именно из бюджетов субъектов РФ.

Сравнительный анализ особенностей самообложения граждан и инициативного бюджетирования

Самообложение граждан

Инициативное бюджетирование (в том числе заключение договоров пожертвования с жителями и спонсорами)

Принятие решения о привлечении средств

Референдум

Индивидуально

Охват населения

Все жители муниципального образования

Только желающие. Количество участников не ограничено

Размер платежей

Устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей и для которых размер платежей может быть уменьшен

Может быть различным для каждого из благотворителей

Отражение в бюджете

Неналоговые доходы

Безвозмездные поступления

Правовое регулирование

Статья 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Специальных норм нет. Отдельные положения Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»