Министр здравоохранения Вероника Скворцова, выступая на форуме в Сочи, сообщила о том, что число курильщиков в России сократилось с 40 до 33% от всего населения.
По её сведениям, если считать среди группы заядлых курильщиков, там бросил курить каждый пятый (около 17%). Одновременно в России упало производство сигарет: с 444 млрд штук в год до 331 млрд. Эксперты связывают столь высокие показатели снижения потребления сигарет с принятием в 2013 г. антитабачного закона. Сработали и ограничение на курение в общественных местах, и страшные картинки. Важную роль играет и высокая цена сигарет. В кризис покупка сигарет стала для каждого курильщика намного накладнее благодаря росту акцизов. С 2009 по 2015 г. доля расходов на табак в семейном бюджете россиян выросла с 0,65 до 1%.
«Люди действительно стали меньше курить, — утверждает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. — И особенно радует, что за последние десять лет число курящих среди подростков снизилось почти вдвое. Даже минимальное подорожание заставляет людей бросать курить, хотя в России сигареты по-прежнему одни из самых дешёвых в мире в сравнении с уровнем зарплат».
Недавно вступил в силу технический регламент Таможенного союза на табачную продукцию. Исходя из этого документа, в скором времени с пачек сигарет уберут надписи «лёгкие», «ультрамягкие» и др., а вместо этого крупным планом разместят информацию о содержании в них ядов и канцерогенов. Теперь на всех пачках должно быть написано: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества». Технический регламент требует, чтобы на пачках не было информации о том, что некоторые сигареты какие-то особенные. Как написано в документе, запрещается наносить на потребительскую тару любые слова, словосочетания, знаки и иные обозначения, которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья, в том числе такие слова или словосочетания, как «с низким содержанием смол», «лёгкие», «очень лёгкие», «ультралёгкие», «экстралёгкие», «мягкие», «очень мягкие», «ультрамягкие», «экстрамягкие». Запланирован так называемый переходный период — до 15 ноября 2017 г., когда сигареты будут продаваться со старыми надписями.
Теперь нельзя размещать и аналоги этих слов на иностранных языках. Исключены на пачках также знаки, цифры и иные обозначения, в том числе и для зарегистрированных товарных знаков, которые создают впечатление, что такие табачные изделия менее вредны для здоровья. Хотя таковыми они, конечно, не являются, просто вот такой рекламный ход. И размер надписи будет более заметным: он должен быть не меньше 17% от боковой поверхности пачки. Технический регламент Таможенного союза на табачную продукцию обязал производителей сигарет с двух сторон пачки размещать иллюстрации о последствиях курения. Новым документом также запрещено украшать пачки информацией, которая создаёт ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом или лекарственным средством, включая лекарственные травы, или представление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарственного средства, включая такие слова, как «вишня», «клубника», «яблоко», «шоколад», «мята» и др.
В Европе и США этот запрет действует уже много лет. Проведенные исследования показали: потребители «ультралёгких» сигарет заболевают наравне с курильщиками «обычных». И болезни внутренних органов, отравленных никотином, протекают тоже одинаково.
Напомним, сегодня закон требует наносить на пачку сигарет два предупреждения: текстовое покрывает 30% лицевой стороны пачки и страшная картинка занимает 50% задней стороны. В результате проверки оказалось: 95% закупленных пачек имеют полностью соответствующие закону предупреждения — по размеру, шрифту и тексту. Обнаружено единственное неправильное текстовое предупреждение — оно было выполнено строчными буквами, а не прописными.
В ходе исследования табачных пачек одновременно были проверены и акцизные марки. Представители табачной промышленности в своё время пугали, что из-за повышения акцизов на табак в России будут расти контрабанда и контрафакт. Этого не случилось. Не было обнаружено ни одной пачки без российской акцизной марки. Также не обнаружено ни одной пачки с белорусской, казахской или китайской акцизной маркой.
Все пачки сигарет и некурительных табачных изделий должны стать одинаковыми по цвету, а названия марок должны быть написаны одинаковым неброским шрифтом. На упаковке разместятся пугающие картинки, занимающие 65% лицевой и задней стороны пачки в верхней части. Пачки табачных изделий должны быть оформлены одинаково — никакой стимулирующей потребление табака информации. Такая мера работает в Австралии с 2012 г. Результаты говорят о снижении покупательского спроса, несмотря на мощное противодействие со стороны табачной промышленности.
Скоро «простая упаковка» будет введена в Великобритании, Ирландии, Шотландии и Франции. Власти Канады, Венгрии, Новой Зеландии, Сингапура, ЮАР и ряда других стран уже объявили о том, что введут «простую упаковку» сигарет, и начали готовить соответствующие законопроекты.
Подписавшие Конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком страны обязались принять серьёзные меры по борьбе с табаком, включая запреты на его маркетинг. Однако, как выяснилось, многим удалось эти запреты обойти. За период с 2009 по 2012 г. исследователи подсчитали количество рекламных сообщений и торговых точек, продающих табачные изделия, которые встретились им на пути длиной 1 километр в 16 странах. Они также попросили приблизительно 12 000 людей вспомнить примеры маркетинга табака в различных видах средств массовой информации, включая телевидение, радио, плакаты, рекламные указатели, интернет, печать и кино, с которыми они сталкивались за последние шесть месяцев. Оказалось, что реклама табака наиболее распространена в странах с низким уровнем дохода (Зимбабве, Индия и Пакистан), в которых было в 81 раз больше сообщений, рекламирующих табак, чем в странах с высоким уровнем дохода (Канада, Объединенные Арабские Эмираты и Швеция). Масштабное исследование табачной упаковки проводилось в 14 странах мира по одной и той же международной методике в несколько этапов. Проверка осуществлялась как на предмет соответствия закону дизайна пачек сигарет, так и на оценку маркетинговых ходов табачных компаний.
Исследователи заявили, что приблизительно 10% респондентов сообщили о том, что сталкивались с маркетингом табака по меньшей мере в пяти видах средств массовой информации за предыдущие шесть месяцев, а 45% сообщили о том, что сталкивались с маркетингом такого рода по меньшей мере в одном виде СМИ.
«Результаты исследования показывают, что полные запреты рекламы, стимулирования продаж и спонсорства табака являются мерами борьбы с табаком, которые в наименьшей степени предпринимались странами, в особенности странами с низким уровнем дохода, — говорит руководитель Инициативы по освобождению от табачной зависимости в ВОЗ доктор Армандо Перуга. — Страны с высоким и средним уровнем дохода предприняли в четыре раза больше мер, чем страны с низким уровнем дохода». По мнению Перуги, последнее десятилетие отметилось значительным прогрессом, однако теперь необходимо вновь принять глобальные меры по борьбе с табаком, чтобы защитить всех людей в мире от табачной эпидемии.
И всё же, несмотря на запрет рекламы и продвижения сигарет, несмотря на двухсторонние предупреждения о вреде курения, табачные компании используют оставшуюся часть пачки для продвижения своей продукции. Это недопустимо только потому, что согласно прогнозу ВОЗ, курение может стать причиной 8,4 млн смертей к 2020 г., 70% из которых может произойти в развивающихся странах, в которых проживают примерно 900 млн курильщиков. А если требования Конвенции ВОЗ не будут в скором времени и в полном объёме удовлетворены, эти цифры могут значительно увеличиться.