Специфика проектирования и изготовления единичных высокотехнологичных изделий в большей мере отработана в космической отрасли, поэтому имеет смысл обратиться к ее опыту. Вместе с тем для покупателей перспективных образцов космической техники важно соотношение цены и качества. Поэтому в условиях подъема интереса к развитию космических программ вопросы измерения затрат и корректной экономической оценки космических проектов на всех стадиях их разработки и производства становятся одним из краеугольных камней для реализации государственной космической программы, а также сохранения и развития космической отрасли страны. Более того, решение этих вопросов требует изменения подходов к прогнозированию стоимости и ценообразованию проектов.
В связи с перспективами дальнейшей коммерциализации космической деятельности, развития космической промышленности и международного сотрудничества при реализации космических проектов и программ, в том числе на коммерческой основе, возникла необходимость перевести сложившуюся научно-методологическую базу прогнозирования цен на создание ракетно-космической техники (РКТ) на новый качественный уровень. А обоснованность прогнозных исследований и принимаемые на их основе решения требуют совершенствования всего процесса прогнозирования, в первую очередь, его информационно-методического обеспечения. При этом значение имеет также разработка стратегии и тактики формирования цен.
Специфика продукта определила выбор модели прогнозирования и оценки его стоимости
Ракетно-космическая промышленность отличается сложным наукоемким, уникальным характером продукции, высоким удельным весом исследований и разработок в общем объеме работ, а также длительным, в несколько лет, циклом производства.
При обосновании и выборе проекта создания РКТ, а также оценке предполагаемой стоимости работ как для разработчика, так и для заказчика определяющим является учет основных технических параметров, влияющих на формирование затрат по проекту. Наряду с техническими характеристиками при оценке необходимых затрат в технико-экономическом анализе космических проектов и программ важно учитывать и влияние временного фактора — одного из определяющих для принятия решения.
Большинство космических проектов носит уникальный характер, и очень часто на практике возникает необходимость в корректировке исходных данных. При этом весомость каждой единицы отклонения того или иного технического параметра от исходного ощутимо сказывается на стоимости проекта. А оценка стоимости разработки новых образцов РКТ, систем или комплексов в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) по своей значимости и методической сложности иногда соизмерима даже с самими разработками.
От точности и достоверности таких оценок, измеряемых десятками и сотнями миллиардов рублей, зависят объемы финансирования и сроки выполнения работ по проекту. Недостоверность оценок затрат на опытно-конструкторские работы (ОКР) затрудняет формирование мероприятий космической программы, которые должны носить однозначный и детерминированный характер. Например, завышение цен и их занижение одинаково неприемлемы в конкурсном отборе исполнителей работ. Завышение начальных цен ведет к дефициту бюджетных средств, а занижение позволяет выиграть конкурс менее компетентному и опытному исполнителю.
Вместе с тем экономическое обоснование и обеспечение разработок требуют постоянного развития методологического инструментария по принципу адекватности методического аппарата прогнозирования, планирования и менеджмента сложности самих разработок. Однако пользователи такого аппарата выступают за упрощение проведения прогнозных расчетов до уровня «калькулятора». Поэтому наибольший интерес из большого количества методов прогнозирования затрат, по нашему мнению, вызывают более эффективные и менее трудоемкие параметрические методы оценки.
Для параметрической оценки стоимости РКТ используются экономико-математические модели оценки затрат и соответствующие математические алгоритмы установления стоимостных оценок в зависимости от изменения технических или иных параметров, например, продолжительности реализации проекта, параметров создаваемой техники (проекта).
Например, базовая параметрическая модель оценки стоимости жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) отражает влияние на их стоимость не только размерности двигателя, как в извеcтных зарубежных работах, но и величины удельного импульса тяги и массы конструкции. Увеличение последней при фиксированной тяге снижает эффективность двигателя для потребителей и должно учитываться в соответствующем уменьшении цены.
Процесс прогнозирования основан на исследовании и моделировании взаимосвязи экономических — стоимостных, временных затрат и технических — функциональных, конструктивных, технологических характеристик изделий с учетом влияния условий их разработки, производства и эксплуатации. Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития, изменения параметров создаваемой техники, показателей ее состояния, имеющих вероятностную природу.
Параметрические методы прогнозирования (укрупненной оценки) стоимости ресурсов для создания РКТ включают метод регрессионного анализа, балльный метод, метод удельных показателей. Они имеют свои особенности применения в отрасли, и их нужно развивать. Для построения параметрических, статистических моделей такими методами необходима соответствующая информационная база.
Отличия в построении параметрических моделей в России и США состоят в управлении статистической информацией
В отечественной практике расчеты, основанные на параметрических моделях, могут быть использованы на ранних стадиях разработки проектов наравне с широко применяемым в практике методом аналогов. Такой подход объясняется недостаточностью знаний о конфигурации проекта для прямой оценки затрат инженерным методом, с одной стороны, и прозрачностью процесса сбора и обработки информации для построения таких моделей, с другой стороны. Однако в связи с принятой в стране моделью ценообразования «затраты +» уже на этапе контракции требуется установить цену контракта путем расчета предстоящих затрат на реализацию проекта по статьям калькуляции.
В США параметрические методы оценки в прогнозировании затрат на создание космической техники широко применяются на всех начальных этапах проекта с середины 1990-х. В связи с необходимостью снижения стоимости техники в системе Минобороны США был выпущен «Справочник параметрической оценки стоимости космической техники» (1995), созданный в результате реформы закупок. Основная идея реформы заключалась в объединении усилий и опыта подрядчика и руководителя работ, имеющих общую цель снижения затрат при подготовке предлагаемых решений. В результате совместной инициативы государственных и отраслевых организаций в области параметрической оценки стоимости и появился такой справочник. Он содержит рекомендации о методах построения параметрических моделей, порядке сбора, обработки, хранения и пополнения исходной статистической информации, уточнения разработанных моделей и порядок согласования стоимости работ на создание новой техники между разработчиком (подрядчиком) и заказчиком.
Методология построения параметрических моделей, представленная в справочнике, практически полностью совпадает с подходом по определению цен на РКТ в отечественной практике. Отличия состоят в организации сбора статистической информации, ее хранения и пополнения, а также во взаимодействии подрядчика и заказчика при согласовании и обмене такой информацией, есть и другие особенности.
Например, подрядчики используют разработанные специалистами НАСА и Минобороны США параметрические стоимостные модели как типовые. И наряду с ними разрабатывают свои модели или приобретают методики у специализирующихся на них организаций. И по результатам анализа фактических затрат по каждому этапу реализации проекта модели уточняют с заказчиком.
В отечественной РКП предприятия-подрядчики разрабатывают экономико-математические модели по оценке трудоемкости работ на основе методических рекомендаций нашего института. При этом все уточнения и корректировки согласовываются каждые три-пять лет.
Порядок и формат сбора информации основан на структуре декомпозиции работ
Универсальным форматом для сбора технической и стоимостной информации является структура декомпозиции работ.
В системе НАСА и Минобороны США декомпозиция работ — Work Breakdown Structure (WBS) обеспечивает единое определение и единый порядок сбора стоимостной и технической информации. Для этих целей существует специальный документ Mil-STD-881B, регулирующий определение WBS на уровне подрядчиков.
В космической промышленности России за основную структурную нормируемую единицу была принята отработка системы элемента схемы деления на определенном этапе. При этом учет фактических затрат осуществлялся по проектам в разрезе «система — этап», что облегчало сбор экономической информации.
Как правило, для оценки стоимости и построения параметрических моделей стоимости и трудоемкости работ в качестве базы используются сведения о прошлых материальных и трудовых затратах. Поэтому организация сбора и хранения данных должны обеспечить возможность их проверки, а учет данных о фактических расходах/затратах — вестись в соответствии с принятой декомпозицией работ.
Чтобы всесторонне объяснить изменчивость, «волатильность» прошлых оценок, необходимы соответствующие данные о выполнении программы, в том числе графики разработки и производства, сведения об объемах и темпах производства, существенных изменениях в конструкции, а также информация о различных явлениях — неудачных запусках, взрывах, других важных событиях.
В США такую информацию о прошлых периодах менеджеры проектов (программ), утверждаемых заказчиком, передают специалистам по технико-экономическому анализу (ТЭА). Для получения подобной информации у нас перед закрытием проекта (программы) создаются специальные комиссии, которые формируют заключение о принятых работах и фактических затратах.
Вместе с тем изменение стоимостных параметров РКТ целесообразно изучать и анализировать, а базы данных, используемые для корректировок параметрических моделей, нужно тщательно документировать, причем они должны быть в открытом доступе. Такова общая позиция как российских, так и американских специалистов.
Однако в настоящее время в России более широко используется метод оценки по аналогам, подразумевающий активное использование не математических и статистических зависимостей, а экспертное мнение и анализ, которые учитываются при формировании цены того или иного проекта через различные коэффициенты, в том числе коэффициенты новизны и сложности работ.
По-разному учитываются и инфляционные процессы. В США наряду с использованием официальных индексов-дефляторов специалисты НАСА и Минобороны США разрабатывают индивидуальные индексы для различных видов техники, по отдельным статьям затрат, например, по уровню оплаты труда для различных категорий специалистов и работников (типа FPRAs), а также для различных типов материалов, используемых в том или ином проекте. В российской же практике в расчетах цены используются обобщенные индексы-дефляторы, утвержденные Минэкономразвития России, что не устраивает заказчиков РКТ. По мнению российских специалистов, использование обобщенных индексов-дефляторов может вести к недооценке стоимости проекта/контракта примерно на 10—15% и более. Поэтому необходим расчет специальных индексов-дефляторов по отдельным видам техники — космические аппараты, средства выведения и т. п.
Создание единой отраслевой информационно-аналитической базы — первостепенная задача
Все используемые для построения параметрических моделей стоимостные показатели изделий РКТ должны подлежать обязательному контролю. Поэтому необходима соответствующая документация и система ее сбора, обработки и хранения, включающая:
-
каталог всех параметрических моделей (формул и критериев согласия), а также других статистических инструментов;
-
записи корректировок и поправок в отношении исходных статистических данных, а также обоснований причин внесения корректировок;
-
отчет о работе со статистическими данными, экспертные оценки с соответствующим обоснованием;
-
контрольные журналы («аудиторский след») для всех данных, использованных для уточнения параметрических моделей.
Ранее такую информацию головному институту экономики отрасли предоставляли отделы технико-экономического анализа предприятий-подрядчиков при совместной работе, сегодня такие отделы в большинстве случаев отсутствуют.
В этой связи первостепенной задачей является создание единой отраслевой информационно-аналитической базы данных, обеспечивающей сбор, передачу, хранение и обмен статистической экономической информацией между организациями и головными институтами отрасли, на которые возложена задача обработки информации и развития системы управления стоимостью космических проектов.
Такая база нужна в том числе и для построения параметрических моделей. Параметрика является приемлемым методом оценки стоимости, если удовлетворяет следующим критериям:
-
логические зависимости;
-
существенные статистические зависимости;
-
поддающиеся проверке данные;
-
достаточно точные прогнозы;
-
надлежащий контроль системы.
Основное различие в подходах к построению параметрических моделей между российскими и американскими специалистами состоит в детализации (декомпозиции) оцениваемого изделия на отдельные системы, для оценки которых разрабатываются частные модели.
Кроме того, российские специалисты пока недостаточно внимания уделяют разработке коммерческих моделей. Хотя попытки построения модели цены на продукцию и услуги, предлагаемые на мировом космическом рынке, были, например, определение стоимости вывода зарубежного КА на околоземную орбиту, стоимости информационного продукта с КА ДЗЗ1 и т. п.
Задачи, которые должны быть решены
Новая методология прогнозирования стоимости создания новой РКТ, включая методологию параметрической оценки, должна решить прежде всего вопросы организации и порядка:
-
сбора и обработки статистической информации, используемой при построении экономических моделей;
-
взаимодействия заказчика, головного экономического института отрасли и исполнителей работ при построении нормативных моделей затрат;
-
хранения и пополнения статистической информации, обеспечение прозрачности и точности параметрических оценок.
При этом необходимо вести историю затрат по проекту, определить порядок уточнения параметрических моделей и роль аудита в анализе фактических данных по затратам. Потребуются также данные по анализу цены с учетом программной и технической информации, сведения по общей цене и рискам в части цены и плана-графика реализации проекта.
Такой подход с учетом использования в российской практике аналогов некоторых зарубежных систем обеспечит основные требования финансирующей организации к прозрачности стоимостных оценок проектов, а также ведение сбора статистических данных по всем космическим проектам, что в конечном итоге обеспечит построение точных параметрических моделей.
При создании новой методологии и единой отраслевой информационно-аналитической базы данных необходимо решить следующие задачи.
1. Учесть знания и опыт российских специалистов в области методологии и практики построения параметрических моделей. Еще в 1980-х гг. в космической отрасли России была разработана методология создания нормативной базы, используемой для разработки нормативов трудоемкости и стоимости создания космической техники по параметрическим моделям.
2. Восстановить и развить единую отраслевую информационно-аналитическую базу данных, обеспечивающую сбор, передачу и обмен статистической экономической информацией между заказчиком и предприятиями-подрядчиками, а также головным экономическим институтом отрасли.
Единая информационная система позволит обеспечить оценку стоимости РКТ на всем горизонте ее жизненного цикла, а также применение параметрического метода прогнозирования для этих целей и его реабилитацию перед заказчиком.
3. Разработать и утвердить типовую детализированную декомпозицию по различным видам РКТ в отрасли в целях стимулирования развития и применения параметрических методов, обновления статистической базы трудоемкости, стоимости и продолжительности ОКР по созданию новой техники.
Стандартизация разбиения РКТ по основным элементам позволит накапливать статистическую технико-экономическую информацию и обобщать ее для получения достоверных прогнозных оценок стоимости работ. Накопление статистических данных о фактических затратах, структурированных по основным элементам РКТ и этапам ОКР, позволит более точно оценивать будущие аналогичные проекты.
4. Разработать и утвердить порядок ведения мониторинга изменения цены контракта (сметной стоимости проекта в целом) в процессе его реализации для принятия обоснованных управленческих решений по результатам анализа выполнения контрольных этапов работ.
Созданная информационно-аналитическая система должна обеспечить порядок сбора и обработки статистической информации для создания нормативной базы НИОКР, взаимодействие головного экономического института и исполнителей работ при построении нормативных моделей затрат, в том числе параметрических, а также порядок хранения и пополнения статистической информации и т. п.
Комментарий
Дмитрий Хомаза, и.о. директора ФГУП «Организация „Агат“»
Космическая промышленность любой страны — это отрасль, работающая преимущественно по государственному заказу и занимающаяся проектированием и изготовлением единичных образцов высокотехнологичных машин и оборудования с длительным циклом изготовления, что справедливо для всех участников рынка, как Роскосмоса, так и SpaceX. Из этого вытекают два очень важных следствия.
Первое: выполняя государственный заказ, компания — производитель космической техники работает не по законам рынка, а по правилам, установленным государственной контрактной системой, и чем менее она развита, тем сложнее ее использовать для уникальных и сложных изделий.
Второе: занимаясь проектированием и изготовлением единичных высокотехнологичных изделий с длительным сроком изготовления, производитель сталкивается с двумя существенными факторами риска при оценке будущей стоимости изделия:
высокой степенью неопределенности по составу изделия и применяемым технологиям на ранних этапах проекта (фактически до завершения рабочего проектирования) и
высокой волатильностью макроэкономических показателей и стоимости комплектующих в ходе длительного цикла проектирования и изготовления космического аппарата.
Применительно к российским условиям это означает следующее. Необходимость сделать первую оценку стоимости проекта уже на этапе его включения в федеральные целевые программы (этап замысла проекта). Кроме того, заключить госконтракт на полный цикл проектирования, изготовления и запуска космического аппарата по фиксированной цене без учета влияния факторов риска и с возможностью пересмотра цены контракта только при изменении его целевых технических характеристик. Согласитесь, не самая простая задача рассчитать стоимость изделия, не имеющего аналогов и по которому неизвестен даже его состав и схема деления....
Приведенные обстоятельства делают очень условно пригодными методы определения стоимости проекта, регламентируемые современным российским законодательством, — аналоговый и затратный. В силу этого в 1980-е — 1990-е гг. в СССР, а впоследствии и в США, были начаты работы по поиску альтернативных методов оценки стоимости проектов на ранних этапах их жизненного цикла. Такие работы проводились на стыке экономики и высшей математики и привели к созданию новых методов оценки проекта, базирующихся на анализе корреляционных зависимостей стоимости отдельных функциональных модулей изделия от степени зрелости используемых технологий и технических характеристик самого модуля. В дальнейшем эти модели нашли широкое применение для оценки проектов НАСА, и их применение на начальных этапах проекта было закреплено в нормативных документах агентства. В СССР такой класс моделей также был принят к использованию, что в последующем, однако, стало невозможным вследствие ряда объективных и субъективных причин.
1 Космического аппарата дистанционного зондирования земли.