Несмотря на то что правовое регулирование призвано упорядочивать имущественный оборот и защищать интересы его участников, иногда правовые предписания и нормы усложняют и тормозят работу бизнеса. В значительной мере это относится к деятельности холдингов, где оперативные бизнес-задачи подчас становятся долгоиграющими проектами из-за особенностей правового регулирования. К примеру, бывают ситуации, когда несколько крупных холдингов создают совместное предприятие (ООО). И в процессе работы в одном из холдингов принимается решение о передаче доли в этом совместном предприятии от одной компании этого холдинга другой. Фактически на работе и взаимоотношениях компаний этот переход никак не отразится, он задуман лишь для удобства ведения текущих дел. Но с юридической точки зрения ситуация такова, что фактически один из участников ООО отчуждает свою долю в пользу третьего лица (даже если «бабушка» этого ООО остается прежней) без соблюдения предусмотренных законом процедур (не направляя оферты другим участникам). Законно ли это? Можно ли предусмотреть в уставе ООО право участника отчуждать долю своим аффилированным лицам без соблюдения корпоративных процедур?
Преимущественное право покупки доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью представляет собой правовой механизм защиты прав других его участников.
По общему правилу участники компании еще при ее учреждении должны сами определить, хотят они принимать в свой состав участников извне или нет. Соответственно, в уставе закрепляется либо право участников общества продавать свои доли третьим лицам, либо запрет на их отчуждение (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).
Но даже если участники предусмотрели в уставе возможность принимать в общество новых участников, остается ли за ними право не впускать в компанию конкретных лиц, присутствие которых в составе участников нежелательно по тем или иным причинам? Да, остается, но для этого им придется самим выкупить долю, предлагаемую к продаже третьему лицу.
Порядок реализации преимущественного права
Продавец доли в уставном капитале ООО обязан направить письменное извещение остальным участникам общества и самому обществу в форме нотариально удостоверенной оферты. Такая оферта должна содержать условия о цене доли и другие условия продажи (п. 5 ст. 21 Закона об ООО). Участники вправе воспользоваться своим преимущественным правом и выкупить долю в течение 30 дней с даты получения оферты обществом. А если уставом общества предусмотрено преимущественное право покупки доли или части доли также и самим обществом, оно вправе воспользоваться этим правом в течение семи дней со дня истечения преимущественного права покупки у участников общества или отказа всех участников общества от использования своего преимущественного права путем направления акцепта оферты участнику общества. Соответственно, если ни участники, ни общество оферту на продажу доли не акцептовали, долю можно продать третьему лицу (при условии, что устав компании этого не запрещает).
На что влияет аффилированность
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами являются в том числе лица, принадлежащие к одной группе лиц. Но является ли аффилированность покупателя доли и участника ООО обстоятельством, исключающим необходимость соблюдения преимущественных прав остальных участников общества?
В силу п. 1 ст. 21 Закона об ООО переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам, так же, как и к другим участникам, может осуществляться на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Каждый участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества.
Если потенциальным покупателем доли является другой участник ООО, то получать согласие других участников общества на совершение такой сделки в силу закона не требуется (п. 2 ст. 21 Закона об ООО), однако такая обязанность может быть предусмотрена уставом компании.
Применительно к продаже доли третьим лицам, не являющимся участниками общества, законодатель установил более строгие требования. Во-первых, продать долю третьему лицу возможно только в том случае, если это прямо не запрещено уставом общества. Во-вторых, необходимо соблюсти преимущественные права других участников общества. Общие правила распространяются на все случаи продажи доли третьим лицам, и в отношении покупателей — аффилированных с продавцом лиц каких-либо исключений законом не предусмотрено. Следовательно, требование закона о преимущественном праве участников ООО при продаже доли должно быть соблюдено вне зависимости от аффилированности продавца и потенциального покупателя.
Могут ли участники ООО в уставе предусмотреть возможность отчуждать долю аффилированным лицам продавца без учета преимущественных прав других участников?
Как сказано в абз. 2 п. 2 ст. 21 Закона об ООО, продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных Законом об ООО, если это не запрещено уставом общества. Иными словами, в уставе можно ограничить круг лиц, которым можно продать долю в компании, но не изменить требования к порядку отчуждения.
Последствия нарушения
Продажа доли третьему лицу (в том числе аффилированному) с нарушением преимущественного права остальных участников ООО не влечет за собой признание совершенной сделки недействительной. Законодатель предусмотрел иные правовые последствия такого нарушения: при продаже доли или части доли в уставном капитале общества с нарушением преимущественного права покупки доли участники общества либо само общество в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о таком нарушении, вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя (п. 18 ст. 21 Закона об ООО). Если участники, чьи преимущественные права не были учтены при продаже доли, обратятся с требованием о признании сделки недействительной, суд откажет в его удовлетворении, поскольку это ненадлежащий способ защиты нарушенных прав (Определение ВАС РФ от 02.11.2010 № ВАС-6722/10 по делу № А54-3813/2007-С12).
Таким образом, продавать долю аффилированной компании даже для удобства управления, не учитывая положения закона о преимущественных правах других участников общества, опасно.
Если между участниками общества нет корпоративного конфликта, риски все равно остаются. К примеру, участник может продать свою долю аффилированной компании по низкой нерыночной цене — только для того, чтобы формально этот договор не признали дарением между юрлицами.
Но если перед заключением сделки продавец не направил оферту другим участникам, они смогут потребовать перевода прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли на себя, причем по той самой заниженной цене, по которой участник продал свою долю. Именно так и произошло в одном деле, когда долю номинальной стоимостью 380 000 руб. участник продал за 5000 руб., а впоследствии права и обязанности покупателя по этой сделке через суд перевела на себя участница общества, с которой у продавца доли был корпоративный конфликт и которая не была надлежащим образом уведомлена о предстоящей сделке (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 по делу № А33-2511/2014). И даже если цена сделки была рыночной, нарушая требования закона о направлении оферты другим участникам общества, продавец фактически связывает себя обязательством продать долю другим участникам общества, если они неожиданно захотят воспользоваться этой возможностью.