Амнистия капиталов: последняя возможность

| статьи | печать

30 июня 2016 г. истекает срок подачи декларации, предусмотренной Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 140-ФЗ). Рассказываем о правилах представления этой декларации, гарантиях для декларанта с учетом последних поправок, внесенных в Закон № 140-ФЗ в апреле нынешнего года, а также о возможных последствиях ее представления.

Закон № 140-ФЗ принят во исполнение поручения Президента РФ о необходимости возвращения российских капиталов на родину с целью улучшения инвестиционного климата нашей страны и создания правовых механизмов защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Как следует из его целей, данный закон разработан в целях снижения рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов в иностранных государствах, создания правового механизма для возврата в РФ капиталов в безналоговом режиме, создания стимулов для добросовестного исполнения налоговых обязательств, определения гарантий правовой защиты и налоговой тайны декларантов.

Для бюджета принятие данного закона и использование его механизмов участниками гражданского оборота означает дополнительные финансовые поступления в казну за счет возвращения бизнес-активов в Россию и управления ими.

Что можно декларировать

Согласно ст. 3 Закона № 140-ФЗ можно задекларировать несколько видов активов:

— имущество (земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, в том числе акции, а также доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

— контролируемые иностранные компании, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (если основания для признания инофирмы или иностранной структуры без образования юридического лица (далее — ИСБОЮЛ) контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) не связаны с прямым участием физлица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);

— открытые на дату представления декларации счета (вклады) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов которых физлица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— счета (вклады в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и привести описание оснований для признания этого лица бенефициарным владельцем.

Документальное подтверждение и способы декларирования

Декларация представляется в налоговый орган лично либо через уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Форма декларации и порядок ее заполнения приведены в приложениях к Закону № 140-ФЗ.

Декларация представляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) декларанта либо в ФНС России, по выбору декларанта. Если декларант не состоит на учете в налоговых органах по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ), декларация представляется в ФНС России.

К декларации прилагаются:

— нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);

— иные документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;

— опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать.

В то же время декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) декларируемых объектов имущества, источниках денежных средств на задекларированных счетах, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении декларируемых активов.

Документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации, оформляются на русском языке либо прилагается их нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

Декларацию можно представить только один раз, до 30 июня 2016 г.1 Повторное представление декларации возможно только после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации.

Важно!

Налоговики не вправе отказать в принятии декларации и подтверждающих документов и (или) сведений, если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

1) декларантом соблюдены требования к форме и порядку представления декларации, установленные Законом № 140-ФЗ;

2) опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, соответствует фактическому наличию и реквизитам документов, прилагаемых к декларации;

3) лицом, подающим декларацию, представлен документ, удостоверяющий его личность, а в случае представления декларации через уполномоченного представителя также документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия такого представителя;

4) каждый лист декларации подписан декларантом;

5) декларация представлена в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) декларанта либо в ФНС России.

При соблюдении всех условий, указанных в ч. 10 ст. 3 Закона № 140-ФЗ, должностное лицо налогового органа либо ФНС России подписывает каждый лист декларации и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и проставляет отметку о принятии декларации с указанием даты и времени приема и с оттиском штампа «Принята». Экземпляр декларации с отметкой о принятии и описи документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, возвращается лицу, подавшему декларацию. При несоблюдении хотя бы одного из обязательных условий выдается письменный отказ в приеме декларации с указанием его причины.

Гарантии для декларанта

По общему правилу, установленному в ст. 4 Закона № 140-ФЗ, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются:

1) от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 76.1 УК РФ, если они совершили деяния, содержащие признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Обязательное условие: эти деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации;

2) от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, в случае выявления факта нарушения законодательства РФ при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации;

3) от ответственности за налоговые правонарушения, если они связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Названные гарантии предоставляются в отношении деяний, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 г., если иное не предусмотрено ч. 4 ст. 7 Закона № 140-ФЗ (срок продлен Федеральным законом от 05.04.2016 № 88-ФЗ (далее — Закон № 88-ФЗ), ранее был указан срок до 1 января 2014 г.)

Согласно поправкам, внесенным в Закон № 140-ФЗ Законом № 88-ФЗ, использованием имущества в виде акций, долей участия и паев в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций, собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант, а также использованием КИК, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом, признаются, в частности, операции по приобретению и распоряжению активами указанных организаций (КИК). Об этом сказано в новой ч. 1.1 ст. 4 Закона № 140-ФЗ.

Стоит отметить, что в случае указания в декларации сведений об участии юрлица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом и (или) КИК, информация о которых содержится в декларации, и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на задекларированные счета (вклады), гарантии о неприменении уголовной и административной ответственности распространяются также на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Обратите внимание!

Факт представления декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, к ней прилагаемых, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества. Факт представления декларации, а также упомянутые документы и сведения нельзя использовать в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и (или) налоговом правонарушении.

В то же время, декларант сам вправе представлять копию декларации и такие документы и сведения для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Отказ в приобщении этих доказательств не допускается.

Важно, что в соответствии с поправками, внесенными Законом № 88-ФЗ, гарантии предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества (КИК, счетов (вкладов) и (или) операций по приобретению (способов и механизмов формирования источников приобретения), использованию либо распоряжению таким имуществом (КИК), открытию и (или) зачислению денежных средств на такие счета (вклады)). В отношении указанных в декларации сведений об участии декларанта в российских и (или) иностранных организациях, а также сведений о КИК, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом, гарантии предоставляются в пределах стоимости активов этих организаций (КИК) по состоянию на дату представления декларации.

Кроме того, декларантам и лицам, информация о которых содержится в декларации, законодательством РФ могут быть предоставлены иные гарантии.

Кстати

Предоставление гарантий, предусмотренных Законом № 140-ФЗ, не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию РФ (репатриация имущества).

Когда гарантии не применяются

Гарантии, установленные ч. 1—7 ст. 4 Закона № 140-ФЗ, предоставляются в части освобождения лица от ответственности за совершение конкретного деяния, содержащего признаки преступления (правонарушения), если на дату представления декларации в отношении такого лица:

— не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 4;

— не начато производство по делу об административном правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 4;

— не начато производство по делу о налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 4, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Индульгенция для валютных операций

Согласно поправкам, внесенным в ч. 4 ст. 7 Закона № 140-ФЗ, валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до даты представления декларации по счетам (вкладам), указанным в ней и открытым в банках, расположенных за пределами РФ, признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 173-ФЗ.

Отметим, что до внесения поправок такая индульгенция предоставлялась по операциям, совершенным только до 1 января 2015 г.

Риски все-таки есть

Итак, Закон № 140-ФЗ предоставляет декларанту серьезные гарантии, но в нем ничего не сказано насчет гражданско-правовой ответственности перед государством, которое не лишено возможности истребовать имущество из чужого незаконного владения, добиться признания права и использовать иные средства правовой защиты, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

Если имущество приобреталось в результате незаконных или сомнительных сделок, владелец бизнеса по Закону № 140-ФЗ избежит привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности, но останется риск того, что впоследствии он может лишиться своего бизнеса, если государство использует возможность вернуть себе незаконно приватизированное или иным образом выбывшее из его владения имущество. Поэтому воспользуются механизмом выхода из оффшорной компании, скорее всего, только те владельцы бизнеса, у которых нет никаких сомнений в законности владения им.

Достаточно в связи с этим привести пример с акциями крупнейшей нефтяной компании России «Башнефть». В рамках гражданского дела № А40-155494/14, рассмотренного Арбитражным судом г. Москвы, был удовлетворен иск первого заместителя генерального прокурора РФ, поданного в защиту интересов РФ в лице Росимущества к ООО «АФК „Система“«, ЗАО «Система-Инвест», ОАО «РЕЕСТР» и ОАО «АНК Башнефть».

ОАО «АФК „Система“« акции нефтяной компании приобрело в результате ряда сделок и владело ими в течение длительного времени, в ходе которого никто сомнению ее права на актив не подвергал. Однако затем по решению суда акции были истребованы. Суд исходил из того, что акции компании были изначально незаконно приватизированы, что влечет ничтожность всех последующих сделок с ними. Суд в решении, в частности, отметил следующее.

Во исполнение требований Законов РСФСР от 24.12.90 № 443-1 «О собственности в РСФСР» и от 03.07.91 № 1532-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» Верховным Советом Российской Федерации издано постановление от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно приложению 1 к данному постановлению предприятия топливно-энергетического комплекса относятся исключительно к федеральной собственности (п. 2 ч. IV).

На фоне приведенного решения Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2014 по делу № А40-155494/14 с большой долей вероятности можно прогнозировать, что многие из коммерсантов все-таки удержатся от использования механизма амнистии капиталов ввиду наличия существенных рисков, среди которых возможность использование государством средств гражданско-правовой защиты для возвращения в казну тех или иных активов.

Для выхода из офшорной юрисдикции можно использовать вариант прямой продажи акций офшорными компаниями физическому лицу — резиденту РФ по рыночной стоимости, учитывая, что налоговое законодательство РФ не рассматривает физических лиц в качестве налоговых агентов, поскольку обязанности налоговых агентов в отношении таких доходов могут быть возложены только на российские организации и постоянные представительства иностранных организаций (письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 № 16-15/109734@). При покупке акций по рыночной цене, которую можно определить на основе отчета независимого оценщика, у физического лица — покупателя не возникает никакой материальной выгоды, которую можно было бы рассматривать в качестве объекта налогообложения.

1 Срок продлен Федеральным законом от 29.12.2015 № 401-ФЗ.