Основной проблемой, способной загубить отечественную молочную отрасль, является производство фальсификата — продукции, содержащей заменители молочного жира без указания этих ингредиентов на упаковке. Об этом говорили участники «Аграрного форума России», организованного газетой «Ведомости». Производители считают, что никакие субсидии не помогут натуральной молочке выиграть конкурентную борьбу с подделками. По данным Федеральной таможенной службы, с начала года совокупный объем импорта пальмового масла, используемого в перерабатывающих отраслях в качестве заменителя молочного жира, в физическом объеме увеличился на 22,9%.
Об остроте проблемы фальсификата на молочном рынке можно судить по данным Роспотребнадзора. В целях оперативного реагирования в ведомстве создана система быстрого оповещения о выявлении продукции, не соответствующей установленным требованиям. С 2015 г. эта информация поступает в электронный модуль «О сведениях и принимаемых мерах в отношении не соответствующей нормативным требованиям продукции» в режиме онлайн.
C начала 2016 г. по 20 мая в электронный модуль поступило 780 уведомлений об обнаружении в обороте фальсифицированной молочной продукции в 67 субъектах Российской Федерации. Большая часть поступивших в модуль уведомлений приходится на сливочное масло, творог, сыры, молоко.
Фальсифицированная молочная продукция производилась на 342 предприятиях в 61 субъекте Российской Федерации. По результатам проверок отозваны и приостановлены действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, снято с реализации более 25 т фальсифицированной молочной продукции, наложено штрафов на общую сумму около 27,5 млн руб.
При проведении контрольных мероприятий в 2015 г. — мае 2016 г. специалисты потребительского ведомства выявили 69 предприятий, указанных на упаковках товара как производители, но отсутствующих по заявленным адресам, 13 из них были выявлены в 2016 г. впервые. Материалы переданы в правоохранительные органы.
«Никакие субсидии не помогут, если мы не решим вопрос с пальмовым маслом, пальмовым жиром. Никогда в жизни молочники не смогут конкурировать с заменителем молочного жира. Да, натуральный молочный продукт стоит дороже, но потребитель должен знать, что он покупает», — заявил Штефан Дюрр, владелец компании «Эконива», на аграрном форуме. В качестве примера он рассказал о владельце российского завода, который выпускает более 100 т молочной продукции в день, не имея коровников и не закупая сырое молоко у производителей. «Он покупает немного сухого обезжиренного молока из Белоруссии. Немного, потому что это дорого. Покупает сыворотку и немного сливочного масла. Остальное — пальма. Литр молока с жирностью 3,2% в Москве он поставляет в московские сети по цене в 32 руб. за 1 литр и считает, что это отличный бизнес», — пожаловался Ш. Дюрр.
То, что сухое молоко и пальмовое масло пользуются спросом у российских переработчиков, подтверждает статистика внешней торговли. По данным ФТС России (без учета данных о торговле с государствами-членами ЕАЭС), с 1 января по 8 мая 2016 г. импорт сухого обезжиренного молока составил 4000 т (в 2,3 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2015 г.), сухого цельного молока — 2500 т (в 3,4 раза больше), сыра и творога — 8500 т (на 18,0% меньше), масла сливочного — 4700 т (–12,9%). Совокупный объем импорта пальмового масла, используемого в перерабатывающих отраслях в качестве заменителя молочного жира, в физическом объеме составил 318 700 т (+22,9% к 2015 г.), в стоимостном выражении — 213,3 млн долл. (+5,4% к 2015 г.).
Молочники настаивают, что информацию о содержании заменителей молочного жира производители должны крупным шрифтом прописывать на упаковке. Также звучат предложения об усилении госконтроля за рынком, введении ценового коридора и квот на ввоз пальмового масла. Если в первом случае потребитель сможет выбирать, какой продукт ему больше подходит, исходя из личных приоритетов и предпочтений, то меры запретительного характера могут вызвать неконтролируемый рост цен на молочную продукцию.
Вместе с тем улучшить качество молочных продуктов, по мнению Молочного союза России, поможет восстановление критериев по сортности молока при предоставлении субсидий. В письме в адрес Министерства сельского хозяйства отраслевое объединение указало, что правила предоставления субсидий длительное время подвергались различным изменениям, в том числе с целью совершенствования данного механизма поддержки. Тем не менее некоторое время назад Правительством РФ были нивелированы критерии по сортности молока, которые поменяли механизм предоставления субсидий от качества к количеству.
«С экономической точки зрения данные критерии в условиях ограниченности средств федерального бюджета должны восприниматься производителями молока как премия за производство действительно качественного молока более высокого сорта», — считают в дирекции Молочного союза России. Эксперты полагают, что субсидии на 1 кг молока должны получать эффективные хозяйства, производящие качественное молоко. Таким образом, не будет «размывания» денежных средств между всеми производителями, а объем субсидии в пересчете на эффективные хозяйства будет увеличен, что тем самым уменьшит финансовую нагрузку на производителей молока, мотивирует на увеличение качественного производства. Также союз наблюдает тенденцию отмены перерабатывающими предприятиями бонусов за молоко высшего сорта, что, по сути, лишает фермеров возможности получения дополнительных денежных средств.
К слову, в I квартале 2016 г. управления Роспотребнадзора по субъектам РФ провели более 5000 проверок объектов, осуществляющих деятельность по производству и обороту молока и молочных продуктов. По микробиологическим, физико-химическим и санитарно-химическим показателям исследовано 64 000 проб молочной продукции. При этом 7,7% проб молока и молочной продукции не соответствовало нормативным требованиям по физико-химическим показателям (жирно-кислотный состав, массовая доля жира, влаги и белка, кислотность).
К сведению
Производство молока в сельхозорганизациях растет
По данным Минсельхоза России, за четыре месяца 2016 г. производство молока в сельскохозяйственных организациях выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 145 400 т (+3,1%) и составило 4,9 млн т.
Наибольший прирост производства молока получен: в Воронежской области (+23 460 т, или 15,6%), Краснодарском крае (+18 100 т, или 6,5%), Республике Татарстан (+14 490 т, или 4,4%), Удмуртской Республике (+11 310 т, или 5,8%), Республике Башкортостан (+10 500 т, или 6,2%) и Кировской области (+9510 т, или 5,4%).
Снижение производства молока в сельскохозяйственных организациях допустили: Омская область (–4380 т, или 4,1%), Кабардино-Балкарская Республика (–3640 т, или 18,4%), Оренбургская (–3440 т, или 5,7%) и Пензенская области (–3190 т, или 6,1%).
За четыре месяца текущего года производство молока в стране в расчете на одну корову молочного стада в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составило 1951 кг, что на 99 кг (+5,3%) больше соответствующего уровня 2015 г.
Наибольший прирост молочной продуктивности достигнут в г. Москве (+497 кг, или 19,8%), Нижегородской (+313 кг, или 16,6%), Смоленской (+311 кг, или 19,7%) и Псковской областях (+294 кг, или 16,3%).
Цены на сырое молоко поднимутся на 5%
На внутреннем рынке рост цен на сырое молоко в марте остановился и во многих регионах сменился снижением. По данным Росстата, в марте 2016 г. в сравнении с февралем средняя цена сельхозпроизводителей на сырое молоко снизилась на 0,1% и составила в среднем по РФ 21,9 руб./кг. Это на 0,9% больше, чем в марте 2015 г.
Причиной наблюдаемого на рынке снижения цен в весенне-летний период является сезонное увеличение надоев молока по мере приближения к сезону «большого молока». Вместе с тем сохраняющаяся ценовая дельта с уровнем прошлого года обусловлена увеличением себестоимости производства молока в связи с девальвацией национальной валюты и инфляционными процессами в экономике страны.
На рынке пищевых молочных продуктов сохраняется восходящий ценовой тренд для основных видов молочной продукции, наблюдаемый как в промышленном сегменте, так и в розничном. В сегменте промышленного производства молоко питьевое пастеризованное подорожало в марте на 0,2%, сыры твердые — на 2,2%, СОМ — на 11,0%. Масло сливочное стало дешевле у промышленных производителей на 0,1%.
Потребительские цены на цельное пастеризованное молоко 2,5—3,2% жирности выросли на 0,6%, на масло сливочное — 0,7%, на сыры сычужные твердые и мягкие — 1,3%, «Таким образом, рост потребительских цен опережает темпы роста цен на молочную продукцию у промышленных производителей и производителей сырья (кроме сыров, где уровень цен ограничен потребительским спросом)», — прокомментировали статистические данные аналитики «Союзмолока».
По мнению специалистов, подобное неэффективное распределение прибыли в цепочке сельхозтоваропроизводитель — молокоперерабатывающее предприятие — ретейлер снижает инвестиционную привлекательность молочной отрасли и не позволяет осуществлять ее модернизацию. По прогнозу «Союзмолока», в течение года рост цен на сырое молоко может составить около 5% и будет обусловлен, прежде всего, инфляционными процессами в экономике.