В середине июня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, направленный на декриминализацию преступлений в сфере экономической деятельности. Президентским законопроектом предусмотрено расширение перечня преступлений, совершение которых впервые при условии возмещения ущерба и уплаты денежного возмещения освобождает от уголовной ответственности, введение специального состава преступления для мошенничества в сфере предпринимательской деятельности, увеличение пороговой суммы неуплаченных налогов, необходимой для возбуждения уголовного дела, а также другие послабления для того, чтобы бизнесу стало легче (и спокойнее) жить.
Законопроект № 1083199-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части декриминализации преступлений экономической направленности), разработанный рабочей группой по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, был внесен Президентом РФ на рассмотрение Госдумы 26 мая, в День российского предпринимательства. Первое чтение запланировано на 14 июня.
Случаев освобождения бизнесменов от уголовной ответственности должно быть больше
Как следует из пояснительной записки к документу, основная цель предлагаемых поправок — формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, исключение возможностей для давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования.
Делать это предлагают, в частности, с помощью расширения применения нормы об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших некоторые преступления в сфере экономической деятельности. Для этого законопроект вносит изменения в ч. 2 ст. 76.1 УК РФ, дополняя ее новыми составами. Если Госдума одобрит президентский законопроект, то освободиться от уголовной ответственности смогут лица, которые впервые совершили следующие преступления:
-
внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
-
незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
-
уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере и др. (всего около десяти составов, включая вносимую законопроектом ч. 1.1 ст. 171.1 УК РФ).
Освобождение от уголовной ответственности за совершение вышеназванных преступлений возможно при условии, что виновное лицо возместит пострадавшему причиненный в результате совершения преступления ущерб либо перечислит в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, а также перечислит в бюджет денежное возмещение. Действующая редакция УК РФ предусматривает, что размер такого возмещения должен составлять пятикратную сумму причиненного ущерба или полученного дохода соответственно. Законопроектом этот размер снижен до двукратного. При этом варианты «выкупа» разнообразнее: к возмещению ущерба и перечислению дохода добавится перечисление в бюджет денежной суммы, эквивалентной убыткам, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежной суммы, эквивалентной размеру совершенного деяния. И то и другое — вместе с перечислением в бюджет двукратного размера, разумеется.
Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности — особое
Действующая редакция Уголовного кодекса не дифференцирует такое преступление, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), в зависимости от сферы, в которой оно совершено. Соответственно, и такие квалифицирующие признаки, как значительный ущерб, крупный и особо крупный размер, для мошенничества «бытового» и «предпринимательского» не отличаются и составляют свыше 2500, 250 000 руб. и 1 млн руб. соответственно.
Законопроектом предлагается ввести новый квалифицированный состав мошенничества — мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба или совершено в крупном, особо крупном размере (ч. 5—7 ст. 159 УК РФ). При этом под значительным ущербом будет пониматься ущерб в размере более 10 000 руб., под крупным — более 3 млн руб., особо крупным — более 12 млн руб. Таким образом, для того чтобы привлечь к уголовной ответственности коммерсанта по ст. 159 УК РФ, необходимо будет доказать размер ущерба, существенно превышающий установленный для «бытового» мошенничества.
Заметим, что ранее в УК РФ была ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», которая устанавливала ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Однако в связи с ее признанием неконституцинной (постановление КС РФ от 11.12.2014 № 32-П) данная статья утратила силу. Теперь же, с учетом особенностей ведения предпринимательской деятельности, в которой размеры расчетов между сторонами могут существенно превышать суммы сделок, обычные для физических лиц, законодатель вновь ввел квалифицированный состав.
Повышение крупного и особого крупного размера законопроектом предусмотрено не только для мошенничества. Так, крупный и особо крупный размер для ст. 170.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории» «вырос» с 1,5 млн и 6 млн руб. до 2,5 млн и 9 млн руб. соответственно. Для частей 3, 4 ст. 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ» крупным размером признается стоимость продукции, превышающая 250 000 руб., а особо крупным — превышающая 1 млн руб. В законопроекте эти цифры выше — 400 000 руб и 1,5 млн руб. соответственно.
Для преступлений, связанных с рынком ценных бумаг (ст. 185, 185.1, 185.2 и 185.4 УК РФ) крупный и особо крупный размер составляет 1 млн и 2,5 млн руб. соответственно, в законопроекте — 1,5 млн и 3,75 млн руб. Для статьи 185.3 «Манипурования рынком» крупный размер может увеличиться до 3,75 млн руб. (сейчас 2,5 млн), а особо крупный — до 15 млн руб. (сейчас 10 млн руб.).
Привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления также станет намного сложнее. Размер неуплаченного налога или сбора, который позволяет возбудить уголовное дело против налогоплательщика — физического лица, сейчас составляет 600 000 руб. за три финансовых периода, если эта сумма составляет 10% или более подлежащих уплате налогов (сборов), либо 1,8 млн руб. (примеч. 1 к ст. 198 УК РФ). Для организации этот размер составляет 2 млн руб., если эта сумма превышает 10% от подлежащей уплате в бюджет, либо 6 млн руб. (примеч. 1 к ст. 199 УК РФ). В законопроекте эти «пороги криминализации» выше — 900 000 руб. (или 2,7 млн руб.) для граждан-налогоплательщиков и 5 млн руб. (15 млн руб.) — для организаций. Причем в последнем случае доля не уплаченных организацией налогов должна будет превышать не одну десятую, а одну четвертую часть от суммы, подлежащей уплате в бюджет.